Картина художника В.Васнецова "Аленушка" 1881 г.

Картина «Аленушка» В.М.Васнецова

Задумавшаяся девушка с широко раскрытыми глазами, таинственное ее отражение в темной воде. У этого образа есть определенная магия. Её создал Виктор Михайлович Васнецов (1848-1926 гг.), замечательный русский художник.

В картине все не так, как учат в художественном училище в нынешнее время: композиция кажется слишком спокойной, цвета мало, недостаточно объемности. Но вместе с тем это произведение учит смотреть на мир пристально и неторопливо, учит не бояться тишины, одиночества, подчас необходимых для углубленной работы, особенно творческой.

В.М.Васнецов.Автопортрет.1873
В.М.Васнецов.Автопортрет.1873

Тема одиночества

Вятский край, где прошло детство знаменитого художника, был богат дремучими труднопроходимыми лесами, красочными сельскими ярмарками с веселыми шутками и игрищами, старинными былинами и преданиями. И всю творческую жизнь Васнецов постоянно стремился их воскресить. Правда, сначала он писал картины как жанрист, изображал повседневную жизнь.

Но уже в ранних работах предчувствием, предвидением “Аленушки” проявляется тема одиночества, уединения и сиротства. Посмотрите на работу “С квартиры на квартиру”, рисунок “Дети-сироты”.

В.М.Васнецов. С квартиры на квартиру.1876
В.М.Васнецов. С квартиры на квартиру.1876

Сам художник писал о себе: “Как я стал из жанриста историком несколько на фантастический лад, на это ответить точно не сумею. Знаю только, что во время самого яркого увлечения жанром… меня не покидали неясные исторические и сказочные грезы…”

Наброски, эскизы, этюды

Эти настроения можно проследить по подготовительным материалам к “Аленушке”. Эскиз, в котором определился прообраз будущей знаменитой картины, возник одновременно с серьезным натурным этюдом, изображающим босоногую крестьянскую девочку, сидящую в задумчивой позе.

В.М.Васнецов.Девушка в позе Аленушки (набросок).1880
В.М.Васнецов.Девушка в позе Аленушки (набросок).1880
В.М.Васнецов.Аленушка.(этюд).1881
В.М.Васнецов.Аленушка.(этюд).1881
В.М.Васнецов.Аленушка (этюд).1880
В.М.Васнецов.Аленушка (этюд).1880

Мысль художника постигает реальное настоящее и сказочное бытие. В архивах сохранился лист с двумя набросками. Справа изображена девичья полуфигура. Плавная мягкая линия обозначает черты лица, шею, форму плеч. От этого наброска веет поэтичностью и лиризмом.

В.М.Васнецов.Женская фигура (набросок).1880
В.М.Васнецов.Женская фигура (набросок для «Аленушки»).1880

И рядом рисунок с тщательно проработанными складками завернутого, засученного рукава. Здесь уже не чувствуется музыка линий и поэзия, графические средства показывают конкретные детали. На одном листе соприкасаются два художественных изобразительных принципа, которые, однако, удивительно совместились в картине. Один — декоративный, живописный, построенный на прихотливом ритме, второй — реальный, конкретно-материальный.

Работая над “Аленушкой” ( 1880-1881 гг.), Васнецов не перестает быть передвижником. От этого и его стремление к повествовательному решению, изложению рассказа. Дух сказочности и романтики придает полотну удивительную и восхитительную поэтичность, которую сложно передать словами — следует смотреть и наслаждаться.

В.М.Васнецов.Аленушка (эскиз).1880
В.М.Васнецов.Аленушка (эскиз).1880

В мамонтовском художественном кружке, куда входил живописец, преобладала атмосфера увлеченности и вдохновленности русским народным искусством. Широко популярными были труды собирателя фольклора, исследователя славянских сказок А.Н.Афанасьева. Они открывали древнейшие истоки духовной культуры, помогали постичь ее скрытую символику. Вполне возможно, что благодаря этому духу русских преданий и обычаев в васнецовском произведении человек безраздельно слит с природой.

В.М.Васнецов.Пруд (этюд).1880
В.М.Васнецов.Пруд (этюд).1880

Образ Аленушки

Очертания головы крестьянки повторяются в изгибе ветки дерева со стайкой сидящих ласточек. И это совсем не случайно: именно ласточка по древним славянским поверьям — божья, святая птица, приносящая счастье. Длинные распущенные волосы отождествлялись с мыслями и думами, темный водоем — с несчастьем и бедой, а береза у воды — с выздоровлением и исцелением.

В.М.Васнецов.Аленушка.1881
В.М.Васнецов.Аленушка.1881. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Напрасно было бы искать однозначную прямую связь темы и сюжета картины с мотивами народного фольклора. Автор не иллюстрирует сказку, а формирует, создает девичий образ, полный покоя, смирения и светлой грусти.

Горестно выплакалась крестьянская девушка и задумалась. Унылая тихая печаль сквозит в глазах, в едва заметном движении ее губ.

С природой созвучны светло- розовые цветочки на темно — синей девичьей одежде. Цвет картины гармоничен: ультрамариновый сарафан героини органично переходит в приглушенно-голубоватую кофточку, охристые оттенки девичьих рук и лица — в насыщенные тона золотистых волос.

Образ природы

Печальному настроению героини способствует и осеннее замирание природы. Хотя день пасмурный, лес мрачный, пруд страшен своей таинственной бездонностью, теплые краски привносят оживленную приподнятую интонацию. Золотые яркие блестки листочков раскиданы по воде.

Живописец придавал особое значение изображению природы. Сохранилось 12 подготовительных пейзажных набросков и этюдов, но настоящей образности автор добился лишь в картине.

В.М.Васнецов.Пруд в Ахтырке.1880
В.М.Васнецов.Пруд в Ахтырке.1880
В.М.Васнецов.Осока (этюд).1880
В.М.Васнецов.Осока (этюд).1880

Попробуйте закрыть героиню рукой. Вы увидите живое трепетное свечение листвы деревьев, наполненное предчувствием в ожидании чуда, словно верхушки елей грозят кому- то. А теперь медленно отодвиньте руку. Картина обретает невероятно удивительную законченность.

Художник достигает главного — зрители от души, искренне сопереживают бедняжке. Кажется, еще чуть-чуть, и мы услышим шорох и шелест листьев, почувствуем прохладу большого камня под босыми ногами.

Названия картины

Изначально свое произведение автор назвал “Дурочка Аленушка” (вероятно потому, что в старые времена так говорили про сирот или юродивых). Сразу после завершения (в феврале 1881 г.) работу отправили на Передвижную выставку. Критики не приняли картину, и Васнецов ее несколько раз корректировал. Вскоре и название изменилось на просто “Аленушка”.

В.М.Васнецов.Аленушка (эскиз).1880
В.М.Васнецов.Аленушка (эскиз).1880

В 1882 году художник в письме к меценату П.М.Третьякову предложил купить картину, но тот не ответил. Ее приобрел издатель А.И.Мамонтов за 500 рублей. Вскоре полотно было продано коллекционеру В.В.фон Мекку.

Позже после смерти П.М.Третьякова в 1900 году за 8000 рублей Третьяковская галерея купила произведение, там оно находится до сих пор.

Полотно в конце 19-го века экспонировалось на многих выставках, в 1900 году — на Всемирной выставке во Франции в Париже.

Со временем зрители стали связывать картину с русской народной сказкой “Сестрица Алёнушка и братец Иванушка” (вероятно потому, что у художника было несколько произведений по мотивам былин и сказок).

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector