Акварельные картины В.Сурикова: портреты, пейзажи, натюрморты

Акварельные картины В.И.Сурикова

В Суриков.Букет.1884

Невозможно представить русскую акварельную живопись 19-го века без Василия Ивановича Сурикова (1848-1916 гг.). Он был и здесь великолепным колористом.

Первые работы

Страстное увлечение цветом проявилось еще в детстве. А первые акварельные листы созданы во время занятий в красноярском училище.
Одна из ранних работ “Татарская Тесь” выполнена прозрачными заливками по тщательно разработанному карандашному рисунку. Юношеские работы довольно сдержанны и скромны. Вероятно, это связано с неброскими красками сибирской природы.

В первые годы занятий в Академии художеств Суриков создает несколько акварельных композиций, где изображены традиции бытового жанра: “На Невском проспекте”, “Боярская прогулка”.

      На формирование его творческой личности большое воздействие оказал П.П. Чистяков, у которого художник начал учиться в 1873 году. Очевидно, под влиянием чистяковской системы созданы листы со звучными цветовыми аккардами. Это “Красный коврик”, “Кресло”. В то время когда академия акцентировала внимание учеников на рисунке, молодой живописец отдавал предпочтение краскам, их эмоциональной выразительности.

Известные акварельные картины 

    Постепенно, явно под влиянием П.П.Чистякова, молодой художник начинает осваивать новые технические приемы. Легкие прозрачные тона нередко уступают более густой, насыщенной гамме.

“ Натурщица в старинном русском наряде” (1882 г.) 

    Этот характерный этюд  справедливо считают классическим. Суриков создал яркий женский образ.

В.Суриков.Натурщица в старинном русском наряде.1882
В.Суриков.Натурщица в старинном русском наряде.1882

Букет(1884 г.), Деревенская божница (1883 г.)

    Замечательны работы поры расцвета творчества Сурикова. В активной цветовой гамме с тонким чувством материальности формы написаны “Букет”, “Деревенская божница”.

В.Суриков.Деревенская божница.1883
В.Суриков.Деревенская божница.1883

“Портрет Ольги Суриковой” (1887-1888гг.)

В портрете дочери художник по-своему претворяет приемы пленэрной живописи. С удивительным мастерством написано лицо девочки. На белую кожу легли разнообразные оттенки — розовые, голубовато- зеленые.

В.Суриков.Портрет Ольги Суриковой.1887-1888
В.Суриков.Портрет Ольги Суриковой.1887-1888

Акварельные эскизы для знаменитых картин

    К технике акварели мастер постоянно обращался в периоды работы над большими живописными полотнами — определял композиционный, цветовой строй будущей картины, искал в этюдах характеры героев. Некоторые подготовительные работы стали самостоятельными произведениями. К ним в первую очередь можно отнести ряд акварельных эскизов для картин “Меншиков в Березове”, “Боярыня Морозова”, “Утро стрелецкой казни”. Особенно выразителен этюд для фигуры старшей дочери Меншикова к холсту “Меншиков в Березове”.

    У Сурикова, как пожалуй, ни у одного из русских художников, масляная живопись и акварель неразделимы в процессе творчества. Он использован водяные краски при подготовке больших полотен: они сопутствовали ему на протяжении всего художественного пути. Работа на открытом воздухе вызывала повышенный интерес мастера, ибо здесь — кладезь звучных цветовых контрастов, рефлексов.

Италия в работах Сурикова

Конечно, большое значение для развития колористического дарования художника имело первое заграничное путешествие, во время которого признавался Чистякову в письме: “Да, колорит великое дело! Видевши теперь массу картин, я пришел к тому заключению, что только колорит — вечное, неизменное наслаждение может доставлять, если он непосредственно, горячо передан с природы”.    

    Во всех своих путешествиях Суриков всегда постоянно работал с акварелью. Эта техника давала возможность быстро фиксировать самые разнообразные впечатления. Работы, написанные в Италии (1884 г.) занимают в творчестве мастера особое место. Их действительно можно назвать лучшими произведениями русской акварели второй половины 19-го- начала 20-го века.

    Художник находит совсем новые возможности, свежий живописный почерк для реалистичной передачи особенностей природы Южного Средиземноморья.

    Суриков посвятил несколько картин Италии.

“Собор св.Петра в Риме” (1884 г.) 

   Прозрачной легкой синевой воздуха отличается эта работа. На фоне небесной голубизны купол собора и всё его могучее основание насыщается сложными рефлексами.

В.Суриков.Собор св.Петра в Риме.1884
В.Суриков.Собор св.Петра в Риме.1884

“Колизей” (1884 г.)

    Эта работа исполнена в излюбленной художником синевато — голубой гамме, характерной, кстати, и для его сибирских работ. Каждый лист итальянской серии подобен цветовой симфонии. Но и в этот цикл словно врывается струя особенно сочного цвета.

В.Суриков.Колизей.1884
В.Суриков.Колизей.1884

“Римский карнавал” (1884 г.) 

    На этой акварельной картине художник изобразил шумное веселье, краски национального праздника. Мажорное многоцветье дополняется игрой светлых и темных пятен. Оставленная местами нетронутой бумага усиливает праздничность колорита.

В.Суриков.Римский карнавал.1884
В.Суриков.Римский карнавал.1884

    1880-е годы — это время расцвета суриковской акварели. В ту пору рассеиваются чуждые влияния. Восприняв и глубоко осмыслив приемы великих колористов Венеции, художник как бы обретает самого себя.

    Италию, её художественные сокровища, её повседневную жизнь, природу он видит глазами северянина. В солнечные пейзажи проникают холодные тона. Как будто из русских далей чуть-чуть дохнуло сибирскими морозами.

В.Суриков.Флоренция.1884
В.Суриков.Флоренция.1884

Акварельные портреты

 В те же годы появляется не менее замечательная серия акварельных портретов. 

“Портрет С.А.Кропоткиной” (1882г.) 

    Это изображение родственницы художника, сестры жены. Деликатные мягкие касания кисти, прозрачная, воздушная, однослойная акварельная живопись, сквозь которую даже светится белая бумага. Ни одного глухого пятна, забитого краской. Даже угольный черный цвет кружевного платка девушки воспринимается именно как цвет.

В.Суриков.Портрет С.А.Кропоткиной,сестры жены художника.1882
В.Суриков.Портрет С.А.Кропоткиной,сестры жены художника.1882

“Портрет художника И.С.Остроухова” (1884г.)

    Портрет сотоварища по искусству несколько иной: набросочный, сделан на едином дыхании. И однако широкие смелые мазки чередуются с тонкой деталировкой. Перед нами яркий образ современника — живописца, умеющего забывать за работой обо всём.

В.Суриков.Портрет И.С.Остроухова.1884
В.Суриков.Портрет И.С.Остроухова.1884

Испания в работах Сурикова (1910) 

     Великий мастер как художник — акварелист не раз испытал спады и подъемы. В 1890-х годах его краски мутнеют, теряется прозрачность. В следующем десятилетии вкус к акварели опять просыпается. Он работает широкими кистями. Краски вновь напряженные, радостные. Выделяется группа произведений, созданных во время последней поездки в 1910 году за границу. Особенно выразительны листы, посвященные Испании. Это новый взлет Сурикова — акварелиста. Только он мог дать с таким лаконизмом набросок трагического эпизода боя быков. С небывалой силой зазвучало синее небо испанского юга, брызнули горячие лучи солнца Пиренеев.

В.Суриков.Севилья.Бой быков.1910
В.Суриков.Севилья.Бой быков.1910

Колорит в картинах художника

    Проблемам колорита мастер всегда придавал первостепенное значение. К сожалению, он не вел дневника, но в его отрывочных записях есть замечания о дополнительных цветах, соответствующих теоретическим положениям цветоведения, сформировавшегося в конце 19-го века.

    Владея мастерством акварелиста, Суриков по-разному использует богатейшие возможности этой техники в зависимости от решаемых задач. В одних работах, исполненных заливками, художник упивается светоносностью воздушной среды, в других насыщенными цветовыми пятнами создает экспрессивную гамму, приближающуюся по плотности к живописным вещам.

   “Суриковское масло и акварель, — писал видный историк искусства А.В.Бакушинский, — связывает единство темперамента, единство преобладающей холодной суриковской тональности, широты и силы приема. Но между ними лежит глубокое, существенное различие. Живопись Сурикова — густа, пастозна, лежит на поверхности картины как драгоценная мозаичная смальта. Она подобна многотембровому оркестру Вагнера, Римского — Корсакова в своих звучаниях, то спокойных, то торжественно — эпических или лирических… Его акварель легка и прозрачна… Суриков удивительно глубоко, тонко чувствует ее природу. Пользуясь только ее средствами, не переступая ее границ, никогда не сближая ее манеру, ее эффекты с манерой и средствами масляной живописи”.

В.Суриков.Неаполь.1900
В.Суриков.Неаполь.1900

    Не приходится сомневаться, что между произведениями, исполненными в разных техниках, существует внутренняя связь. Работая акварелью и маслом, живописец сопоставлял возможности этих материалов, стремился расширить их пластические, образные возможности. Вероятно, поэтому в акварельных этюдах так часто цвет звучен, материален, а в масляной живописи, напротив, большое значение приобретает свето- воздушная среда.

    “Нет колорита — нет художника”, — говорил Суриков. В его произведениях цвет и форма выступают на равных, как два солирующих инструмента, рождая неповторимое звучание. Сгущения цветовых пятен строят объем. Полутона, оттенки воссоздают едва уловимую изменчивость живописного пространства. И конечно, для великого художника цвет был не только материалом для лепки предметной формы, но и мощным средством эмоционально — психологического воздействия. Материализуя в красках исторические распри, раскрывая внутренние переживания героев, Суриков стремился к тому, чтобы колорит стал многозадачным, полнокровным, радостным или драматичным, как сама стихия народной жизни.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector