Содержание
Всемирная выставка 1900 г. в Париже.
20-й век горделиво открылся Всемирной выставкой в Париже. Она проходила с 15 апреля по 12 ноября 1900 года. На огромной территории перед глазами любопытной толпы была развернута история мировой культуры. Пожалуй, впервые новая эпоха праздновала рождение на ярмарке. Пестрота выставочных павильонов. Этнография соседствовала с роскошью стиля модерн. Африканская и средневековая азиатская скульптура рядом с гигантскими мраморными и бронзовыми группами салонных мастеров. Фотография поблизости с кустарным ремеслом.
Все задавало праздничный тон. Разностилье заявило о себе со всей очевидностью. Выставка поставила под сомнение саму возможность создания стиля, способного примирить противоположные эстетические каноны.
Впервые, пусть еще робко, зрели ростки недоверия к непогрешимости европейской культурной традиции. Бегство Гогена из Франции на Таити стало первым симптомом разочарования в ней. В сознании художников разрушались казавшиеся незыблемыми идеалы европейской классической гармонии.
Подлинную гордость начавшегося века представлял резкий взлет техники. Инженерные диковины впечатляли на выставке не меньше, чем многометровые статуи и холсты, виртуозно исполненные мастерами Салона.
Над Парижской выставкой господствовала Эйфелева башня. Над ней еще смеялись, обвиняли в нелепости, уродстве, порче благородного ландшафта древнейшей европейской столицы.Но уже через 5-6 лет башня станет символом нового века. Ее воспоют поэты и художники. Горожане лицезрели невиданную индустриальную архитектуру, ходили по мостам с ажурными металлическими конструкциями, работали на фабриках и заводах, где все предельно функционально и подчинено утилитарным потребностям.
Новые направления живописи 20-го века
Живописцы в начале 20-го века пытались противопоставить неотвратимому натиску техники мир природы в новом, мифологическом обличии. В какой-то мере эту задачу ставили перед собой символисты, художники модерна. Их утонченности бросили вызов молодые французы, объединившиеся вокруг Матисса. Они стремились воплотить в искусстве более энергичное, грубое начало. Открывшие для себя мощное воздействие интенсивного колорита Ван Гога, Матисс и его друзья сохранили верность цвету, как основному носителю эмоций в картине. Они специально ездили на южное побережье Франции, в Коллиур, где свет ослепителен, а тени резче, чтобы не робеть перед самыми дерзкими цветовыми сопоставлениями. Художники стремились очистить живопись от инородных литературных влияний.
Фовизм
В только что учрежденном Осеннем салоне в Париже в 1905 году А.Матисс, А.Дерен, Ж.Брак, М.Вламинк, А .Марке, Ж.Руо, К.Ван Донген, Р.Дюфи выставили полотна в отдельном зале, заявив тем самым о рождении нового творческого объединения.
Как и в случае с импрессионистами, критики начали осыпать их бранью, придумав кличку “фовисты” (”хищники”), намекая на “дикий” колорит полотен. Правда, судьбы членов группы вскоре разошлись. После нашумевшей выставки они собирались вместе редко, но на протяжении нескольких лет продолжали работать в размашистой манере, намеренно огрубляя рисунок и обобщая формы.
Для Матисса, Дерена, Вламинка фовизм стал лишь этапом большого творческого пути. К.Ван Донген и Р.Дюфи остались верны напряженно- эмоциональному цвету до конца жизни. И они сохранили задор молодости и оптимизм, несмотря на ужасы пережитых двух мировых войн.
Напротив, такой мастер, как Ж.Руо, изначально изгнал мажорные, светлые тона из своего искусства. Острый драматизм — вот его программа.
Пейзажи фовистов радовали глаз и будоражили воображение, но и утомляли однообразием. Казалось, что от нагнетания красочной стихии напряженность цвета стала убывать. Необходим был выход за пределы интимного разговора “внутри” сочетаний цвета.
“Танец” и “Музыка” Матисса
Такой шаг сделал Матисс в 1910 году, исполнив по заказу московского мецената С.И.Щукина панно “Танец” и “Музыка” для его особняка. В этих декоративных работах запечатлен образ ритмично организованного космоса. В предельно простом колорите “Танца” — сочетаниях зеленого, синего и красного — как бы воплощаются земля, небо и огонь. Языки пламени превратились в несущиеся в стремительной пляске фигуры. Панно “Танец” и “Музыка” — первые образцы монументальной живописи 20-го века, которой предстояло создать в разных странах произведения огромной силы звучания.
Сам Матисс в конце творческого пути распишет капеллу в городе Ванс (Франция). Но художественные откровения первых лет столетия так и останутся непревзойденными.
Примитивизм в искусстве
Дерзкий язык фовистов сразу стал универсальным среди авангардных направлений. Здесь нельзя не сказать о творчестве так называемых “великих наивов” — художников — самоучек, рожденных улицей: француза А.Руссо (по прозвищу Таможенник), затем Н.Пиросманашвили в России.
Увлечение “наивным” творчеством совпало у русских и французских живописцев с открытием искусства первобытных народов: полинезийской, иберийской и негритянской скульптуры. Работая чистым цветом, как на средневековых миниатюрах и фресках, смело обращаясь с пропорциями фигур, эти самоучки явились своеобразным связующим звеном между живописью 20-го века и древним искусством. С ними связан расцвет примитивизма в профессиональном искусстве того времени.
Осознанное огрубление творческой манеры выразилось в картинах Дерена и идолообразных фигурах Пикассо, в “Косарях” Н.Гончаровой, в витебском цикле картин М.Шагала.
Художник П.Филонов
С наибольшей силой черты примитивизма воплотились в живописи одного из самых оригинальных художников 20-го века — Павла Филонова (1883-1941 гг.). К середине 1920-х годов этот фанатично преданный искусству мечтатель создал лучшие полотна. Его монументальные, как бы вырубленные из камня фигуры с мощными головами — то приземистые, как первобытные идолы, то с вытянутыми, как на средневековых фресках, пропорциями — слиты в многоглавую толпу.
Люди на его картинах мучительно проходят земной путь, устремляясь в “мировой расцвет”. Творчество Филонова иногда сопоставляют с экспрессионизмом, хотя заметна близость к приемам Пикассо, методу аналитического кубизма. Недаром сам Филонов называл свою живопись “аналитической”.
Его искусство несло не меньше открытий, чем произведения Матисса и Пикассо.
Группа художников “Мост”
В 1905 году в Дрездене (Германия) одновременно с фовистами Л.Кирхнер, Э.Хеккель, К.Шмидт- Ротлуфф и Ф.Блейль объявили о создании группировки “Мост”. В Дрездене, где в отличие от Парижа господствовала академия, картины молодых художников, написанные в духе Мунка и Ван Гога, даже еще более огрубленные по цвету и рисунку, произвели впечатление разорвавшейся бомбы.
Вскоре к ним присоединились Э.Нольде, М.Пехштейн, О.Мюллер. Через 4 года подобное художественное объединение возникло в Мюнхене. Любопытно, что его инициаторами стали русские художники В.Кандинский и А.Явленский. В группу вошли Ф.Марк, А.Макке, П.Клее. Позднее присоединились австрийцы А.Кубин и О.Кокошка, русские братья Бурлюки, М.Шагал.
Объединение “Синий всадник”
В 1911 году Кандинский начал издавать иллюстрированный альманах “Синий всадник”. Его заголовок стал названием объединения. Основной целью было освобождение от академических традиций живописи. Интересно, что молодых немецких живописцев и их соратников их других стран отличали пристальный интерес к человеческой личности, высокий уровень философских знаний, литературная одаренность. Они зачитывались Ф.Достоевским, интересовались открытиями в области психологии, психиатрии, в том числе теориями З.Фрейда.
Экспрессионизм
Излюбленными жанрами живописцев объединений стали портрет, пейзаж, населенный людьми и фигурами очеловеченных зверей. Термин “экспрессионисты” проник на страницы альманаха “Синий всадник” и закрепился за направлением, постепенно приобретая все более широкий смысл.(Экспрессионизм — от лат.ehpressio — выражение)
За объединяющими группировки принципами скрывалось многообразие тем, индивидуальных почерков.
Так, для Л.Мейднера характерно изображение зданий, как бы охваченных чисто человеческим душевным порывом и тревогой. Ф.Марк предпочитал писать животных, олицетворяющих величие, красоту природы. О.Кокошка был одним из тончайших мастеров психологического портрета.
По инициативе В.Кандинского художники принялись за изучение культуры первобытных народов, творчества живописцев — самоучек, устраивая выставки, собирая редкие коллекции. В те годы он работал над теорией происхождения пластических искусств, стремясь определить первоэлементы, лежащие в основе мировой изобразительной культуры.
Его собрат П.Клее обратился к изучению детского творчества. Сам Кандинский вскоре пришел к выводу, что точно выразить эмоциональное состояние человека можно только в беспредметной живописи. По его мнению, право выбора художественного метода должно принадлежать творцу.
Абстрактные композиции Кандинского демонстрируют, как из хаоса первичных элементов рождается нечто космическое. Кажется, что зритель присутствует при самом процессе этого воплощения.
Абстрактное искусство достигнет расцвета позднее, но ранние полотна мастера предвосхищают главные его направления.
Супрематизм
Подобными проблемами занимался другой русский живописец- новатор К.Малевич. Он исповедовал придуманный им “супрематизм” — особое состояние художника, в котором он чувствует себя как бы в пустыне, свободным от всех привычных форм и образов.
В канун первой мировой войны Кандинский и Малевич создавали программные полотна.
Задачи, которые ставило искусство Малевича, выходили за рамки живописи.Он был уверен, что супрематические формы перейдут в архитектуру. Его предсказания сбылись…
Кубизм
Кубизм П.Пикассо
Творчеству Кандинского и Малевича предшествовал художественный поиск П.Пикассо. Это время для него было расцветом таланта, порой созданий шедевров, исполненных в классической манере — “Девочка на шаре”, “Семейство странствующих комедиантов”.
И вот, после взлета — желание все разрушить, чтобы приобрести головокружительное ощущение пространства, созданного вне всяких правил. После 1905 года художника также волнуют проблемы “чистого” пространства, где “вырастают” краски и формы, рождается духовная суть явлений.
1907 год для Пикассо и для всего европейского искусства стал временем коренных перемен. “Я увидел, что все было сделано. Надо было сломить себя, чтобы совершить свою революцию и начать с нуля”.
Закрывшись в мастерской и никому не показывая холст “Авиньонские девицы”, Пикассо искал художественный язык, живописную формулу, отличающуюся от реальности, но не противостоящую ей. Это подобно тому, как поэтическая речь не похожа на прозу, хотя совсем ее не отрицает.
Возник новый стиль, поразивший необычностью даже ближайших друзей Пикассо,- его назовут “кубизмом”.
Кубизм в живописи
В этом направлении живописи- намек на кристаллы, кубики, из которых складывались формы в его картинах. Человеческие тела, предметы кажутся разложенными на сумму простых геометрических форм. С кубизмом в европейское искусство пришел метод, незамедлительно проникший во все живописные школы.
Был выработан условный изобразительный язык, на котором западное искусство говорит и сегодня.
Параллельно с Пикассо работал Ж.Брак. К ним присоединились испанец Х.Грис, француз Ф.Леже, ряд художников из других стран, в том числе России и Италии.
Футуризм
В конце первого десятилетия 20-го века возникают новые направления живописи: футуризм в Италии и кубо-футуризм в России. ( Футуризм — от лат. futurum — будущее)
Идеологом итальянской ветви стал литератор Ф.Маринетти, провозгласивший в 1909 году манифест движения. Футуризм спешил слиться с грядущим царством техники, найти в нем свое место. Этому способствовали динамические построения кубистов и экспрессионистов.
Итальянские художники Л.Руссоло, У.Боччони, Д.Северини, Д.Балла стремились воспевать мир машин. Здесь и рычащий гоночный автомобиль, и всемогущее электричество. Более того, ставили цель воплотить на холсте такие абстрактные понятия, как движение, свет, аромат, смех.
Влияние Первой мировой войны
Активность футуристов, как впрочем и других направлений начала века, прервала Первая мировая война в 1914 году. Она подвела черту под расцветом ранних группировок. Детство современной культуры закончилось. Жизнестойкости новаторских открытий предстояла проверка в окопах, под рвущимися снарядами.
Поэт Г.Аполлинер получит в этих окопах тяжелое ранение, от которого уже не оправится. Немецкий мастер Ф.Марк не вернется с полей сражений. Кубисты Ф.Леже и О.Цадкин привезут с фронта окопные рисунки.
Европе предстояло расколоться на два враждующих лагеря…
Значение искусства начала 20 века
20-й век полностью вступил в свои права. Вскоре придет время новых художественных объединений. Но мятежный и интернациональный дух первого авангарда, его бескорыстное служение искусству будут всегда осенять истоки новой молодой послевоенной культуры.
да интересная статья, мне как раз для курсовой пригодилась, спасибо автору