Картина А.М.Герасимова “После дождя” - Все про изобразительное искусство

Картина А.М.Герасимова “После дождя”

А.М.Герасимов. После дождя.1935

Как хорошо после ливня летом, особенно в деревне! Только что с неба лились потоки воды, бушевал ветер, и все живое сникало, пряталось от его порывов. Вокруг сгущались мрачные краски. Но вот гроза и левень стихли и прошли.Выглянуло солнце, и земля преобразилась, омытая, посвежевшая, засияла и запереливалась множеством радостных, светлых красок. И на душе как-то тоже стало светло и радостно. Ощущается прилив сил. И все это преображение произошло буквально за считанные минуты.

Многим не раз, наверное, приходила мыслы: как это запечатлеть? Положиться на память? Или может хорошей камерой сфотографировать? В чем-то поможет, не спорим. Но передать быстротечные минуты нужно так, чтобы на душе потеплело, как и каждый раз, когда мы видим это воочию в жизни. Тут не обойтись без авторского, сугубо личного, лирического взгляда. Никак не обойтись без искусства.

Дивный миг схвачен кистью живописца, воплощен в красках. И мы восхищаемся и любуемся им, словно заново удивляясь своей способности откликаться, сопереживать, видеть мир глазами художника.

А.М.Герасимов. Автопортрет, 1931
А.М.Герасимов. Автопортрет. 1931

Биография художника

Александр Михайлович Герасимов ( 1881- 1963 гг.) вырос в Козлове (теперь Мичуринск) Тамбовской губернии. Тихий провинциальный городок. Сельская природа. Со всех сторон огороды и сады. Ветви деревьев заглядывали прямо в окна дома, где жила купеческая семья Герасимовых.

Мальчик мог бы, наверное, стать музыкантом. Он любил слушать вой пурги, бесконечную мелодию осеннего дождя, шорох листвы, среди которого вдруг раздается глухой стук упавшего яблока. Природа была для него живой, со своим характером.

Больше всего будущий художник любил следить за солнечными лучами. На рассвете они робки и нежны, днем- обильны, а к закату словно чуточку усталы. И это настроение передается миру живого.




Став живописцем, Александр Герасимов, перенося на холст тот или иной мотив, живо представлял детские ощущения. В его пейзажах и натюрмортах краски, образы словно говорят разными голосами, донося порывы бодрящего ветра, жужжание шмелей, напоенный нектаром луговой зной. Иногда- тишину. В деревне ее слышно как нигде.

Александр Герасимов учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. О наставниках вспоминал с уважением и признательностью. Но самое сильное влияние оказал на него Константин Коровин (1862- 1939 гг.), мастер редчайшего живописного темперамента. Главное его средство в создании образа- выразительность колорита. Краски в произведениях мастера пронизаны светом и солнцем. И у зрителя возникает ощущение искрящейся мелодии.

С тех пор коровинский оптимизм, его словечки вошли в душу молодого живописца. Помнилось это и в зрелые годы Герасимова. Он любил сравнивать Коровина с другим своим учителем- Валентином Серовым (1865- 1911 гг.). Первый наставник- кипящий как лава, требовавший цвета и только цвета. Второй- более сдержан и сух.

Художник прожил большую жизнь, написал много полотен на разные сюжеты. Но в конце пути, оглядываясь на пройденное, считал произведение “После дождя” самым значительным в ряду своих лирических работ.

А.М.Герасимов После дождя
А.М.Герасимов. После дождя. 1935

Описание картины

Вновь и вновь тянет всмотреться в картину А.М.Герасимова “После дождя” (1935 г.).

На первый взгляд кажется, что картина исполнена залпом. В ней действительно нет переписанных кусков, натужности. Образ захватывает непосредственностью. В нем темперамент, живость чувств автора. Но так ли легко и просто родилось полотно?

В училище Герасимова развил не только умение работать с цветом. Построение картины “После дождя” ярко выражает авторскую мысль. Мастеру нужно, чтобы зритель мысленно вошел с ним в остро пахнущий дождем сад, проникся теми чувствами, какие испытывает сам.

Что же неудержимо влечет взгляд в глубь холста? Обратите внимание на виднеющуюся вверху кровлю террасы, углом выдвинутую в сад, скамью, линии половиц на первом плане. Они как бы подталкивают сделать шаг вперед. Человеку, находящемуся в помещении, всегда хочется глубоко вздохнуть, выйдя на простор, а он- вот, рядом, за некоей магической чертой. Но что-то задерживает ваш порыв, возвращает взгляд вспять, сосредоточивает на овале стола, его замкнутом контуре. может быть, цветовые всполохи букета?

Мы опять не в пространстве картины, не на мокрых половицах террасы, а вовне ее, перед холстом.
Оба мысленных движения в глубь полотна и обратно- бесконечно чередуются в процессе восприятия. Усваиваются новые и новые подробности, цветовые аккорды, сочные мазки. Все живет, перекликается друг с другом.

Настоящее произведение искусства непременно живет во времени. Здесь представлены как бы три его состояния. Миновавшее ненастье напоминает о себе опрокинутым на столе стаканом, лужами дождевой воды, трепещущими ветвями, с которых осыпаются капли. Это- прошедшее время.

Настоящее очевидно. А будущее? Оно легко угадывается. На наших глазах теплеют природные краски. Проглянул луч солнца. еще несколько часов, и все подсохнет.

Полотно “После дождя” привлекает внимание не только достоверностью. Захватывает поэтичность, красота, открытая художником в обыденных вещах, артистизм исполнения.

Как красива покрытая жемчужной россыпью капель обыкновенная деревянная скамья, сколько пластического изящества в простом стеклянном сосуде. Подобное можно сказать и о других деталях произведения.

Живопись отмечена выразительностью рельефов. На террасе отразились густые отблески зелени сада, на мокром столе- розоватые и голубые. Тени многоцветные, сочные и красочные. Отблески на влажных досках светятся серебром. Художник применял лессировки: наносил поверх просохшего слоя краски новые полупрозрачные и прозрачныеслои, словно лаковые.

В противоположность технике лессировки, некоторые детали Герасимов написал в пастозной технике: густыми, подчеркнуто фактурными мазками, например, садовые цветы.

Жизнерадостое приподнятое настроение превносит в картину прием контражур- вид освещения сзади, через кроны деревьев. Они несколько похожи на мерцающие витражи.

Картина постепенно раскрывает свое содержание. Чем больше смотрит глаз зрителя, тем длительнее, интереснее будет его диалог с богатым, сложно организованным художественным миром этого замечательного произведения.

Знаменитая картина А.М.Герасимова находится в Государственной Третьяковской галерее (Москва).

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector