Художница Артемизия Джентилески: биография и картины

Артемизия Джентилески — великая художница 17 века

Симон Вуэ. Портрет Артемизии Джентилески, ок. 1623—1626

В эпоху барокко современники воспринимали Артемизию Джентилески как необычное явление из-за ее пола, так как женщинам редко позволяли быть живописцами. Однако сейчас Артемизию считают одной из самых выдающихся европейских художниц 17-го века. Она была не только необычайно талантливым мастером, но и впечатляющим предпринимателем. Историк искусства Мэри Гаррард назвала её женщиной с «почти неоправданно большими амбициями».

Грэйнджер. Портрет Артемизии Джентилески. Гравюра 1875
Грэйнджер. Портрет Артемизии Джентилески.

Молодость в Риме (1593-1612 гг.)

Артемизия (итал. Artemisia Lomi Gentileschi) родилась в Риме в 1593 году и была дочерью Орацио Джентилески, талантливого художника раннего барокко. Мать Пруденция Монтоне умерла, когда девочке было 12 лет. Воспитание Артемизии и ее троих младших братьев легло полностью на плечи отца.

В те времена были распространены ремесленные браки, и мужчинам-художникам в мастерской помогали  жены как подмастерья. Так после жены Орацио Джентилески стала помогать дочь Артемизия, чуть позже и сыновья.

Художник был знаком с реформатором живописи Караваджо, оба жили в Риме. Творчество Караваджо оказывало большое влияние на многих художников, в том числе и на Орацио Джентилески, а позже и на Артемизию. Орацио применяет его новаторский стиль реализма, работу с натурой, становится одним из лучших представителей его школы.

Антонис ван Дейк «Орацио Джентилески» (ок. 1635)
Антонис ван Дейк. Портрет Орацио Джентилески. около 1635

Орацио Джентилески видел талант своей дочери. Он ее учил не только как подмастерье (смешивать пигменты краски, готовить холсты, мастерить кисти), но и как художника (копировать картины и гравюры, применять законы живописи). Однако в силу ограничений общества того времени Орацио не мог дать дочери такое же прекрасное художественное образование, какое было у него. Он совсем не предполагал, что девушка станет самостоятельным художником.

В 1608-1609 годах отношения Артемизии и отца переросли из уровня учитель-ученик в активное сотрудничество. К 17 годам девушка уже создавала впечатляющие полотна.

«Сусанна и старцы», 1610 г.

Ее самая ранняя сохранившаяся работа «Сюзанна и старцы», написанная в 1610 году, изображает двух пожилых мужчин, подглядывающих за добродетельной Сюзанной в ее ванне.

В те времена это была популярная библейская тема в живописи. Многие художники изображали сюжет, когда Сюзанна либо не замечает пристального взгляда старейшин, либо даже, возможно, наслаждается им.

А.Джентилески.Сусанна и старцы. 1610
А.Джентилески.Сусанна и старцы. 1610

Но на картине Артемизии  Сюзанна огорчена этой ситуацией и сильно переживает. Это изображение женской травмы, а не дерзкое развлечение. Для самой художницы «Сюзанна и старцы» была как предчувствие беды.

Тема целомудренной Сюзанны, возможно, помогла молодой Артемизии отбиться от сплетен и слухов, по которым якобы ее отец поощрял дочь позировать обнаженной перед аудиторией.

Поддержание репутации женской целомудренности являлось очень важным для девушек того времени. Всего два года спустя собственная репутация Артемизии была подвергнута самому публичному и болезненному испытанию.

Испытания

Орацио Джентилески воспитывал дочь в строгости. Согласно правил того времени, молодые незамужние девушки должны были всегда быть под присмотром.

Вместе с отцом работал талантливый художник Агостино Тасси. Они вместе выполняли росписи по заказу Папы Римского Павла V: сначала во дворце в Бургезе, затем во дворце кардинала племянника Папы. И конечно Артемизия помогала отцу.

Также Тасси как мастер перспективы обучал Артемизию, помогал развивать технику «trompe l’oeil» (создание иллюзии невозможного).

Молодая девушка очень понравилась Агостино Тасси. Он уделял ей внимание все больше и больше. Однако это не было взаимно. Тем более знаменитый художник уже был женат (его супруга жила в другом городе, а в Риме Тасси жил с сестрой жены и их совместными детьми). Да и репутация  мужчины была не безупречная ( еще до приезда в Рим чтобы избавиться от жены за ее измену, он нанял убийц, но женщина осталась жива; за формальный инцест с сестрой жены его судили, и он отсидел срок в тюрьме).

А.Джентилески.Мадонна с младенцем.1609-1610
А.Джентилески.Мадонна с младенцем.1609-1610

Агостино Тасси стал преследовать Артемизию. Мужчина злоупотребил ситуацией и своим положением.  И в мае 1611 года проник в дом Орацио и изнасиловал девушку.

По законам того времени мужчина, обесчестивший девушку, должен был на ней жениться или откупиться большим приданым, чтобы какой-либо другой мужчина захотел взять в жены девушку с запятнанной репутацией.

У Агостино Тасси не было денег, и он пообещал жениться. Артемизия не видела другого выхода и согласилась. Они продолжали вместе работать и тайно встречаться еще почти год.

Близкая подруга Тузия, по свидетельству Артемизии, «пыталась убедить меня, что Агостино был хорошо воспитанным молодым человеком, вежливым с женщинами, и что мы прекрасно поладим друг с другом».

Однако в марте 1612 года нотариус Орацио Джентилески подал жалобу Папе Римскому: Тасси «лишил девственности» его  дочь, тем самым запятнав честь семьи и поставив под угрозу шансы девушки на брак. Орацио очень напрягало затянувшееся ожидание свадьбы.

Начались судебные разбирательства. Агостино Тасси все обвинения отрицал. Артемизию подвергли проверке на девственность и пытали с помощью винтов для больших пальцев, чтобы убедиться в правдивости ее показаний.

Судебный процесс растянулся на много месяцев, поскольку с каждой стороны оказывали давление на суд высокопоставленные вельможи. Наконец, в ноябре 1612 года  был принят окончательный приговор — 5 лет изгнания Агостино Тасси из Рима. Однако насильник быстро вернулся обратно: через 8 месяцев приговор был отменен.

После завершения судебной тяжбы имя Артемизии Джентилески было очищено, ее признали невиновной. Во время процесса один из высокопоставленных чинов со стороны Тасси дал девушке большое приданое. Через 2 дня после оглашения приговора Артемизия вышла замуж за Пирантонио Стиаттези, племянника нотариуса отца.

«Юдифь, обезглавливающая Олоферна». 1611-1612

А.Джентилески.Юдифь, обезглавливающая Олоферна. 1611-1612
А.Джентилески.Юдифь, обезглавливающая Олоферна. 1611-1612

Во время скандальных судебных процедур Артемизия пишет сильную эмоциональную картину «Юдифь, обезглавливающая Олоферна». Все страдания и переживания своей жизни художница переносит на полотно. В образе Олоферна изображен Тасси. Артемизия выступает в роли хладнокровной Юдифи, которая побеждает мужчину , беспощадно с ним расправляется при помощи молодой служанки.

Художница в картине использует приемы Караваджо, которым ее учил отец. Резкие светотени, драматические контрасты, эмоциональные образы женщин, ярко выраженная беспощадность Юдифи, реалистичные потоки крови. Вся душевная буря и негодование жизненной ситуации вылились в это произведение.

В дальнейшем художница пишет много работ под призмой выстраданного в молодости личного опыта: ее женщины вынужденно терпят насилие, сопротивляются домогательствам мужчин, побеждают их, борятся за свою честь.

Флоренция (1613-1620 гг.)

Брак с Пирантонио Стиаттези, родственником ключевого свидетеля, помог быстрее восстановить репутацию. Стиаттези был флорентийцем, и у него были связи с влиятельными чинами. В начале 1613 года супруги переехали из Рима во Флоренцию.

А.Джентилески.Автопортрет в образе мученицы. около 1615
А.Джентилески. Автопортрет в образе мученицы. около 1615

Приданое Артемизии было вложено в покупку недвижимости в Пизе и Риме, а также в собственную мастерскую. Девушка становится независимой художницей, что было исключительно в те времена. Быстрому развитию ее бизнеса помогают полезные связи супруга Пирантонио .

Во Флоренции Артемизия учится писать и читать, знакомится с высокой культурой. Муж позволяет ей работать и вести активную жизнь. Они общаются в самых высоких кругах флорентийского общества, участвуют во всех празднествах двора Медичи.

Художница работает при дворе Великого герцога Тосканского Козимо II Медичи. В течение двух лет Артемизия получает заказы на изготовление картин для дворца. Также она рисует «Аллегорию склонности» для Каза Буанаротти (этот дом-музей был создан внучатым племянником Микеланджело, чтобы почтить память своего знаменитого родственника).

А.Джентилески. Аллегория склонности (природного таланта) к искусству.1615-1616 Каза Буанаротти
А.Джентилески. Аллегория склонности (природного таланта) к искусству.1615-1616.роспись в Каза Буанаротти

Художница общается в интеллектуальных кругах и через этих людей также получает заказы.

Флорентийские годы Артемизии были расцветом ее деятельности: интересные заказы от влиятельных особ, общение в высших слоях общества, финансовые манипуляции с кредитами и рождение пятерых детей (из них, к сожалению, выжила только одна дочь).

Во Флоренции она знакомится с астрономом Галилео Галилеем, который недавно опубликовал свой новаторский трактат «Звездный вестник».

В 1616 году Артемизия стала первой женщиной-художницей, избранной членом Флорентийской Академии живописного искусства, первой художественной Академии Европы.

А.Джентилески. Кающаяся Магдалина.1615-1616
А.Джентилески. Кающаяся Магдалина.1615-1616

В 1618 году Артемизия завела роман с дворянином Франческо Марией Маринги (часть этой истории была обнаружена только в 2011 году, когда появилась коллекция писем).

Ее муж терпел эти отношения, по крайней мере, какое-то время. Это не было чем-то необычным в контексте браков по расчету, особенно в таком случае, когда покровительство Маринги было полезно для семейной пары.

Однако местные высокопоставленные чины негативно восприняли такие отношения художницы, женщины простого происхождения, и дворянина.

А.Джентилески. Святая Екатерина Александрийская. 1618-1619
А.Джентилески. Святая Екатерина Александрийская. 1618-1619

После того, как любовный роман снова сделал Артемизию центром общественного скандала, семья художницы покинула Флоренцию.

Пока дела шли хорошо, они могли продолжать выплачивать одни кредиты и брать новые, но это становилось проблематичным, когда брак распадался.

В случае развода художница понесла бы полную ответственность за долги, которые когда-то делила с мужем, и ей грозила бы конфискация имущества, поэтому семья вернулась в Рим.

Рим (1620-1626 гг.)

Следующие десять лет Артемизия провела сначала в Риме, потом в Венеции.

В свой родной город женщина вернулась знаменитой художницей. Она открыла свою мастерскую и завоевала общественное признание своего профессионализма в Риме.

Артемизия ссорится с отцом: он не одобряет ее поведения, а она все еще помнит старые обиды из-за судебного процесса (именно по инициативе отца начались скандальные разбирательства). Дочь и отец помирились только в Лондоне в 1638 году, незадолго до смерти Орацио.

Брак Артемизии постепенно распадается. В 1624 году они мирно и спокойно расстаются с мужем. Женщина становится свободной и зарабатывает сама.

Несмотря на то, что она была признанным художником и портретистом, большинство крупных значимых работ заказывали художникам- мужчинам. От такого гендерного неравенства Артемизия страдала всю жизнь. И ее заработки были намного меньше возможных.

Симон Вуэ. Портрет Артемизии Ломи Джентилески, ок. 1623—1626
Симон Вуэ. Портрет Артемизии Ломи Джентилески, ок. 1623—1626

В Риме тоже была академия искусств (Академия Святого Луки). Туда также принимали женщин.

Папа Римский Урбан VIII был важным покровителем творческих женщин, среди которых значились художницы Вирджиния да Веццо и Маддалена Корвини, а также архитектор Плавтилья Бриччи.

Сама Артемизия не поступила в Римскую академию, возможно, потому, что она недолго оставалась в городе перед отъездом в Венецию.

Венеция (1627-1630 гг.)

В Венеции Артемизия также входила в высшие слои социума. Местное культурное общество было известно своими откровенными женщинами. Среди них была и Арканжела Таработти, прославившаяся нападением на ограду невольных женщин в монастырях.

Давид Жером.Артемизия. гравюра около 1627
Давид Жером.Артемизия. гравюра около 1627

В Венеции Артемизия знакомится с Софонисбой Ангиссолой, первой известной художницей эпохи Ренессанса.

Помимо библейских сюжетов, по которым картины Артемизии наиболее известны, художница черпает вдохновение из классических источников.

Неаполь (1630- 1654 гг.) и Лондон (1638-1639 гг.)

В 1630 году Артемизия с дочерью переехала в Неаполь и там провела остаток своей жизни, за исключением поездки в 1638-1639 годах в Лондон, где ее отец был придворным художником английского короля Карла I.

А.Джентилески. Автопортрет в образе аллегории Живописи. около 1638-1639
А.Джентилески. Автопортрет в образе аллегории Живописи. около 1638-1639

Ее автопортрет «Аллегория живописи» был частью коллекции Чарльза, сына короля.

Артемизия приезжает в Лондон по просьбе отца помочь закончить роспись потолка в Гринвиче, королевской резиденции. После смерти Орацио она возвращается в Неаполь.

А.Джентилески.Аллегория Мира и Искусств под английской короной. около 1638-1639.совместно с Орацио Джентилески, отцом художницы
А.Джентилески.Аллегория Мира и Искусств под английской короной. около 1638-1639.совместно с Орацио Джентилески, отцом художницы

К этому времени, как она писала Галилею, ее «почитали все цари и правители Европы, которым я посылала свои сочинения». Она не отступала от прямого утверждения своего таланта. Надеясь получить комиссионные от Франческо I д’ Эсте, герцога Моденского, она прислала образец работы и письмо, в котором отмечала: «я служила всем главным правителям Европы, которые высоко ценят мою работу… это послужило бы доказательством моей славы… Поэтому прошу простить мой дерзкий, но честолюбивый поступок».

В Неаполе Артемизия также открыла свою мастерскую и успешно вела свой бизнес.

В 17 веке Неаполь был испанским городом. Большинство заказов поступало от испанцев, отличающихся своими пожеланиями и требованиями.

И стиль местных художников не походил на итальянский. У Артемизии постепенно меняется манера живописи: художественные приемы становятся более мягкими, позы фигур более изящные, очаровательные лица, красивые композиции, спокойные цвета.

Артемизия уходит от драматической и контрастной манеры изображения. Она сотрудничает с местными художниками, с которыми создает несколько картин.

Например, полотно «Купание Вирсавии» написано совместно с живописцами Бернардо Каваллино, Джованни Франческо Барбьери и, возможно, другими.

А.Джентилески.Купание Вирсавии. около 1636-1638
А.Джентилески. Купание Вирсавии. около 1636-1638

В этот поздний период работы Артемизии включали в себя множество женских обнаженных изображений, таких как «Клеопатра» и «Давид и Вирсавия».

А.Джентилески.Клеопатра. около 1633-1635
А.Джентилески.Клеопатра. около 1633-1635

Всегда внимательная к практическим аспектам ведения бизнеса, она жаловалась, что нахождение подходящих моделей для этой работы «очень дорого» и «большая головная боль».

«Когда я нахожу хороших, они обирают меня, а в другое время приходится терпеть [их] мелочность с терпением Иова».

А.Джентилески.Давид и Вирсавия. 1645-1650
А.Джентилески.Давид и Вирсавия. 1645-1650

К этому времени спрос на ее искусство превысил возможности художницы. Часть работ, которые она брала на заказ, выполнялись, как это было принято в тот период, работниками ее мастерской с надписью «Артемизия», хотя ее собственного участия, возможно, почти не было.

Картины художницы пользовались большой популярностью, и некоторые Артемизия повторяла на заказ. Так появилось несколько Клеопатр, Юдифий, Магдалин.

А.Джентилески.Юдифь и её служанка с головой Олоферна. около 1645-1650
А.Джентилески.Юдифь и её служанка с головой Олоферна. около 1645-1650

Когда дело касалось маркетинга, Артемизия была жестким переговорщиком. В 1649 году она написала Дону Антонио Руффо, известному коллекционеру, отказывая ему в скидке: «я была оскорблена, услышав, что вы хотите вычесть одну треть… Я не могу согласиться на сокращение, как из-за ценности картины, так и из-за моей большой нужды». Она была «недовольна тем, что во второй раз со мной обращаются как с новичком». В последующем письме она не отступала, написав, что Руффо «найдет дух Цезаря в этой женской душе».

Артемизия преодолела барьеры, мешающие женщинам получить профессию, обучаясь в доме своего отца. Но она хорошо осознавала, что рискует подвергнуться не столь достойному обращению из-за своего пола.

Как-то, получив от нее рисунок, один меценат нанял для этой работы художника-мужчину. Артемизия негодовала. «Если бы я была мужчиной, — писала она, — я не могу себе представить, чтобы все так обернулось».

А.Джентилески.Мадонна с младенцем и чётками. около 1650-1651
А.Джентилески.Мадонна с младенцем и чётками. около 1650-1651

Последней картиной великой художницы считается в настоящее время «Мадонна с младенцем и чётками».

Артемизия умерла в 1654 году, оставив более 100 произведений. К сожалению, не все сохранились до наших времен.Кроме того авторство многих картин тех веков все еще исследуется. В средние века не было принято подписывать картины. Лишь 17 полотен Артемизии имеют ее подпись.

Значение творчества

А.Джентилески.Автопортрет (Аллегория живописи). около 1637
А.Джентилески.Автопортрет (Аллегория живописи). около 1637

С середины 17-го века про Артемизию Джентилески забывают. Прошло более 300 лет, прежде чем ее имя и наследие действительно стали известны.

В 1916 году творчество художницы заново открывает Роберто Лонги, итальянский искусствовед, вернувший современной культуре многие имена мастеров 14-17 веков. Р.Лонги изучая Караваджо, нашел эмоциональные живописные холсты Артемизии Джентилески. По словам историка искусств, “…это единственная женщина в Италии, которая понимала, что такое живопись”. На волне растущего интереса к итальянскому Возрождению и Караваджо набирает силу интерес к творчеству Артемизии и Орацио Джентилески.

Благодаря скандальной истории и подробно задокументированному судебному процессу, сохранились архивы в Ватикане. Так, историю молодости Артемизии мы узнали лучше, чем жизнь большинства художников 17 века. Далее после окончания суда о жизни художницы осталось намного меньше сведений, но и они еще не полностью изучены.

В 1947 году Анна Банти, итальянская писательница и супруга Р.Лонги, пишет роман “Артемизия”. С этого времени возрастает популярность Артемизии Джентилески, особенно в 70-е годы 20-го века с развитием феминизма.

В 1997 году снимается кинофильм “Артемизия” (режисер Аньес Мерле, Франция). В 1998 году роман о художнице пишет Александра Лапьер (Франция), в 2002 году- Сьюзен Вриленд (США). Искусствоведы изучают картины Артемизии. Ее полотна появляются на выставках в разных странах.

А.Джентилески.Святая Цецилия. 1620
А.Джентилески.Святая Цецилия. 1620

На волне развития феминизма зачастую работы Артемизии Джентилески воспринимают как творчество художницы- феминистки, что является не совсем корректным. Талант и труд женщины связаны с теми событиями, что были в ее жизни и привели к такому самовыражению. Тема насилия и неравенства в некотором роде определила направление ее творчества, но не была единственной.

Сюжеты картин в 17 веке повторяются у многих художников. Мастера кисти следовали пожеланиям заказчиков и веяниям моды. Тема мученичесва была одной из важных в средние века. Но только эти сюжеты изображаются у разных художников по-разному.

Артемизия Джентилески тоже рисует на популярные темы с насильственными сценами и трагическими переживаниями, но трактует их по своему, создает свое прочтение известных сюжетов.

На своих полотнах Артемизия изображает женщин, эмоционально и страстно сопротивляющихся власти мужчин, патриархату, насилию в разных сферах жизни и в разном его проявлении. Через свои полотна она говорит о бесправии женщин, борьбе за равенство и свободу. Многие героини картин ассоциируются с самой Артемизией, и внешне похожи на нее.

На большинстве полотен изображены женские образы, разные женские темы, повторяющиеся героини с мощной энергетикой, силой, динамизмом, эмоционально аффективные и очень страстные. Картины отличаются большой индивидуальностью, женственностью и чувственностью. Артемизия в своем творчестве возвращается к некоторым сюжетам и образам по несколько раз, как бы заново переосмысливая и пересматривая свои переживания, свой жизненный опыт. А испытаний в жизни женщины было немало: и насилие с последующим судебным процессом, и смерть детей, и вынужденный разрыв романа с Маринги, и сложное ведение бизнеса среди конкурентов-мужчин.

А.Джентилески.Портрет дамы c веером. около 1620-1625
А.Джентилески.Портрет дамы c веером. около 1620-1625

Кроме работ на исторические и библейские темы у Артемизии много портретов и автопортретов. Последние были своего рода саморекламой, своим образом она продвигала свой бизнес.

Артемизия Джентилески — безусловно талантливый художник с высокими профессиональными качествами. Она была необычным явлением в 17-м веке. Ее наследие до сих пор изучается современными искусствоведами. К сожалению, многие работы утеряны, у некоторых до сих пор устанавливается настоящее авторство.

В истории искусства совсем немного известных имен женщин-художниц. И Артемизия — одна из них. Конечно, ее пол повлиял на ее работу. Даже тогда было модно подчеркивать детали ее личной жизни в ущерб профессиональной деятельности. Но нам давно пора перестать смотреть на искусство Артемизии только через призму ее личной жизни. Мы редко делаем это с ее современниками-мужчинами, так почему же мы должны делать это с ней?

Картины Артемизии

Художественное наследие Артемизи Джентилески поистине великолепно. Кроме вышеуказанных картин предлагаем полюбоваться и другими полотнами.

А.Джентилески.Автопортрет в образе лютнистки.1615-1617
А.Джентилески.Автопортрет в образе лютнистки.1615-1617
А.Джентилески.Смерть Клеопатры. около 1613
А.Джентилески.Смерть Клеопатры. около 1613
Автопортрет Святой Екатерины Александрийской. около 1616-1617
А.Джентилески.Автопортрет Святой Екатерины Александрийской. около 1616-1617
Юдифь со своей служанкой. 1618-1619
А.Джентилески.Юдифь со своей служанкой. 1618-1619
Иаиль и Сисара. около 1620
А.Джентилески.Иаиль и Сисара. около 1620

В Книге Судей ветхозаветная героиня Иаиль спасает израильтян, убивая ханаанского военачальника Сисеру. Артемизия показала ее в современной одежде, готовую вбить гвоздь в голову Сисеры. Художница показывает сильную женщину, контролирующую не только свою собственную судьбу, но и судьбу своего народа.

Даная. около 1612
А.Джентилески.Даная. около 1612

Портрет сидящей дамы (возможно сеньора Екатерина Савелли).около 1620
А.Джентилески.Портрет сидящей дамы (возможно сеньора Екатерина Савелли).около 1620
Портрет гонфалоньера.1622
А.Джентилески.Портрет гонфалоньера.1622
Мария Магдалина в образе Меланхолии.1622-1625
А.Джентилески.Мария Магдалина в образе Меланхолии.1622-1625
Женщина, играющая на лютне.1628-1629
А.Джентилески.Женщина, играющая на лютне.1628-1629
Есфирь перед Артаксерксом. около 1628—1635
А.Джентилески.Есфирь перед Артаксерксом. около 1628—1635
Рождество Иоанна Предтечи (Крестителя). 1633-1635
А.Джентилески.Рождество Иоанна Предтечи (Крестителя). 1633-1635
Поклонение волхвов. около 1636—1637
А.Джентилески.Поклонение волхвов. около 1636—1637
Изнасилование Лукреции. около 1645-1650
А.Джентилески.Изнасилование Лукреции. около 1645-1650
Аллегория риторики.около 1650
А.Джентилески.Аллегория риторики.около 1650
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector