Исаак Ильич Левитан (1860-1900 гг.) — выдающийся русский художник, признанный мастер пейзажа. Когда смотришь на его работы, невозможно не вспоминать о музыке и поэзии. Как гармоничны его картины стихотворениям Тютчева и Фета, как созвучны эти полотна мотивам Рахманинова и Чайковского.
Содержание
Особенности картин Левитана
В работах Левитана всегда удивляет простой мотив и естественность исполнения, без вычурности и сложностей, но соединенные с высоким мастерством, виртуозностью и безупречным вкусом. Простота мотива основывается на огромном опыте, умении отобрать и обобщить увиденное.
Техника исполнения, естественность композиционного решения, точность рисунка, гармония больших отношений, свобода и пластика мазка — на исключительном мастерстве, владении всеми способами и средствами высокохудожественной выразительности. И никакого стремления и желания удивить, поразить, ошеломить многоцветьем.
Излишне красивых мотивов нет и в помине. Все просто, бесхитростно, даже обычно. И то, что отличает мастера и большого художника, — это умение и способность так много рассказать о мотиве, знакомом и виденном всеми, показать нечто необычное и новое, что ускользнуло от других. Свечение необычного в обычном.
Работы Левитана всегда отличаются вниманием к форме, тщательно проработанной и завершенной или взятой обобщенно, но всегда соединенной с цельностью всей вещи. Поразительно чувство силуэта, взаимосвязи детали и общего.
Цвет берется художником достоверно, плотно и сочетается с колористической темой картины. Для произведений Левитана, особенно последнего периода, характерна широта письма. Как известно, законченность произведения не равносильна уровню детальной проработанности. Мастерством “не все сказать и выразить” Левитан владел в высокой степени. Такая недосказанность вызывает необходимость и желание обратной связи зрителя и пейзажиста-художника, потребность додумывания и доосмысления зрителем картин, активного самостоятельного их восприятия.
“Летний вечер” (1900 г.)
Глядя на левитановский “Летний вечер”, поражаешься тому, что может создать талант художника из самого незатейливого уголка природы. Вечер, развалившиеся ворота, полоска дальнего леса, но за этим такое очарование, такая природа!
Этюды
А как поучительны маленькие этюды Левитана! В них есть все должное в картине — стиль, образ, обобщение, цельность. Вместе с тем ряд его крупных пейзажей — это и есть этюды (”Март”, “Владимирка”).
Маленькие этюды Левитана, написанные с натуры, раскрывают метод его творчества. Отличаясь высокой художественностью в изображении природы, убедительностью композиции, тонкими колористическими качествами, свежестью, многие из них имеют самостоятельное художественное значение.
Большинство их легло в основу будущих известных картин художника. И что характерно — мотив, композиционное решение не претерпевали при этом значительных изменений. Выразительность мотива, образность в маленьких натурных этюдах, а также в предварительных эскизах позволяли сохранить их в больших композиционных пейзажах.
Акварельные работы
Насколько восхитительны акварели Левитана! Они не многочисленны в творчестве художника, но несут в себе качества, присущие его лучшим творениям.
“Осеннее утро. Туман” (1887 г.) и “Золотая осень” (1896 г.)
Состояние природы передано с изумительным чувством и мастерством. Какие различные и непохожие изобразительные средства в этих картинах. И как в каждой из них они соответствуют мотиву.
Мягкость, размытость, сплавленность контуров в “Тумане” и четкость, изящество линий в “Осени”. Мастерство рисунка в этой работе необычайно восхитительны! Какая утонченность, изысканность и точность в узорном ажуре деревьев! Как выражена прозрачность, кристальность как бы замершего осеннего воздуха! И главное — восприятие и ощущение осени, спокойствие и ясность далей, сероватое бледное небо, свежесть, спокойствие и тишина в лесах, на реке, на холмах.
Любовь к природе
Восторг, любовь, грусть вливались в полотна Левитана более 100 лет назад (в конце 19-го века). И вот оно, волшебство искусства, — с тех пор они проникают с его картин, побуждая и заставляя сжиматься сердца многих людей, радоваться, восхищаться и горевать. За всем этим видится огромный труд, напряженная работа и тонкое, проницательное чувство природы.
Природа- это начало начала. “С природой одною он жизнью дышал”- эту строку поэта Е.А. Баратынского упомянул Левитан в письме к писателю В.А.Гольцеву. Все начинается и зарождается у него с поклонения и любви к природе. С нею неразрывно связаны весь мир и жизнь Левитана.
Он уходил и погружался в природу. И она дарила ему все, поддерживала и помогала забыть печаль, горечь и усталость, сожаления, обиды и неудачи, бремя и тяжесть потерь, недугов и болезнь. Она дарила художнику минуты, когда он был радостнее, счастливее, добрее.
Природа откликалась Левитану единением и взаимностью. Она радуется, грустит и страдает на полотнах пейзажиста. Она проявляется в самых обычных и простых, много выражающих и дорогих каждому человеку родных мотивах.
И так много их уже прочно соединяется с именем Левитана. Определение и понятие “Левитановский пейзаж” навсегда вошло в нашу жизнь. “У нас природа грустнее, лиричнее, левитанистее” — писал А.П.Чехов. И эти пейзажи живут в нашем сознании необъемлемо.
На Левитановских картинах природы нет людей, но они такие человечные. Полотна несут в себе глубокое содержание и высокий нравственный смысл.
Художник умел говорить о человеке через пейзаж, умел “искать и открывать в природе прекрасные стороны души человеческой” (по выражению М.М.Пришвина).
Значение творчества Левитана
Левитан всегда будет авкуален. Его истинное искусство бессмертно, и Левитан во все времена- наш современник. Его тихие полотна звучат все громче. Все шумное и крикливое уходит, а остаются творения, которые помогают нам жить, созидать и быть добрее.
Как измерить современное значение творчества Левитана? “Воображаю, какая прелесть у нас на Руси — реки разлились, оживает все…Нет лучше страны, чем Россия!” — писал Левитан А.Васнецову из Франции в 1884 году. Об этой искренней любви говорит каждая работа Левитана, каждая зарисовка и набросок.
Глядя на полотна художника, мы думаем, сострадаем, восхищаемся, переживаем, открываем новое в давно виденном. Как никто другой, он умел претворять личное переживание в достояние всех.
Изображение на холсте — это ведь всегда продолжение того, что звучит в душе пейзажиста. В картинах Левитана так отчетливо виден момент привнесения в них самого себя, сотворение мира из глубины собственной души. Их питала глубина чувств и мыслей художника, виденное и пережитое им, богатство и напряженность его духовной жизни.
Дружба и общение с крупнейшими художниками, писателями, артистами, учеными, музыкантами своего времени сделали Левитана личностью глубокой, наполненной, разносторонне образованной.
Его окружало мощное русское искусство, предшественники и современники. Его творчество питали музыка и поэзия. Его искусство несло в себе естественность, простоту, сокровенность и большую любовь к своей природе и земле.
Влияние Левитана испытали многие художники рубежа 19-20 веков и последующих десятилетий. Его современники — ученики: П.Петровичев, Н.Сапунов и другие. Идущие за ними- С.Жуковский, В.Бялыницкий-Бируль, Н.Крымов и другие.
Искусство Левитана также оказало влияние на духовное формирование поколений. Сколько светлых, лучших чувств пробуждалось у его картин в душах людей! Сколько их пришло к любви и пониманию природы через полотна Левитана!
Увидев его работы, люди радуются, печалятся, страдают, потому что за этими полотнами любовь, счастье и горечь, боль, страдания и радость жизни, за ними родная страна и собственная жизнь художника.
Жизнь Левитана прошла слишком быстро. Он ушел в 39 лет (в 1900 году), ”…не окончив песни лебединой” , но оставил в искусстве и сердцах людей яркий и глубокий след.