Художник-портретист Антонис Ван Дейк и его картины

Антонис Ван Дейк, великий художник-портретист 17 века

А.Ван Дейк. Автопортрет с подсолнухом.1633 (фрагмент)





Антонис Ван Дейк (1599-1641 гг.) — один из лучших портретистов не только 17-го века, но и всей мировой живописи. Хотя он успешно работал в разных жанрах, в историю европейского искусства вошел прежде всего как великолепный мастер портрета.

Жизнь художника была недолгой (42 года) и, словно предчувствуя это, он спешил выполнить свое предназначение.

Детство Ван Дейка

Антонис Ван Дейк родился в Антверпене (Южные Нидерланды, ныне Бельгия) в состоятельной богатой бюргерской семье.

Он был седьмым ребенком из двенадцати. Когда Антонису было 8 лет, его мать умерла после рождения малыша.

В доме отца, крупного поставщика шелка, мальчик получил разностороннее образование. Он отличался незаурядными способностями и талантами. Отец Франс Ван Дейк, верный бюргерским традициям, стремился обучить сына какому-нибудь надежному ремеслу.

Профессия живописца издавна считалась в Антверпене почетнейшей. И так как Антонис обнаружил способности именно к ней, то в десятилетнем возрасте поступил учиться в мастерскую к известному фламандскому художнику Хендрику ван Балену (1575-1632 гг).

Хендрик ван Бален. Автопортрет.
Хендрик ван Бален. Автопортрет.

Этот живописец, создававший небольшие картинки с тщательно выписанными кукольно-подобными фигурками, не мог оказать значительного воздействия на одаренного ученика.

Молодого Ван Дейка влекли иные идеалы.

Раннее творчество

В Антверпене (1613- 1618 гг.)

В 14 лет Ван Дейк стал самостоятельно работать. Его ранние работы, особенно “Автопортрет” (1613 г.), говорят о незаурядном таланте юного Антониса.

А.Ван Дейк. Автопортрет.1613
А.Ван Дейк. Автопортрет.1613

Состояние отца помогает Ван Дейку уже в 1615 году открыть свою мастерскую.

В 1618 году его принимают в Гильдию живописцев Святого Луки (Объединение художников Антверпена).

Рубенс и Фламандская школа живописи (1618- 1620 гг.)

Годы юности Ван Дейка совпали с началом подъема, а затем — блистательного утверждения в Европе фламандской школы живописи. В начале 17-го века после нидерландской революции страна осталась под властью Испании, но продолжала отстаивать независимость.

В это время зародилось глубокое национальное искусство, проникнутое гуманистическими идеалами, жизнеутверждающей силой. Центром новой живописи стала мастерская Питера Пауля Рубенса в Антверпене. Сюда в 1610-х годах стекались молодые художники с разных концов страны.

Питер Пауль Рубенс. Автопортрет. 1623
Питер Пауль Рубенс. Автопортрет. 1623

К Рубенсу (1577-1640 гг.), который считается основателем фламандской школы живописи, пришел и Ван Дейк (в 1618 году). Он вскоре стал ближайшим помощником великого художника Фландрии. В доме Рубенса юный Антонис упорно постигал секреты мастерства.

Здесь он познакомился со многими выдающимися соотечественниками, изображения которых впоследствии вошли в знаменитый графический сборник — “Иконография Ван Дейка”.

Ван Дейк стал самым лучшим и известным учеником Рубенса. Он как истинный романтик смог соединить стиль барокко и достижения фламандской школы живописи со своей собственной, тоже артистичной, изящной техникой.

А.Ван Дейк.Автопортрет.1617-1618
А.Ван Дейк.Автопортрет.1617-1618

Портрет как основной жанр

В годы работы в мастерской Рубенса до отъезда в Италию в 1621 году окончательно определились интересы Ван Дейка.

Хотя жанровые границы его искусства тех лет, казалось, не имели предела, в наибольшей степени творческому складу молодого живописца отвечал портрет. Раскрыть эмоциональный мир человека, передать динамику его души — вот что притягивало внимание художника с первых шагов творческого пути.

Уже в ранней серии изображений апостолов Ван Дейка увлекала задача не только передать характерную внешность человека, но и выявить то, что скрывается за внешней оболочкой и одухотворяет ее. Не случайно образы святых создавались художником на основе портретных зарисовок. Так, например, образ кающегося апостола Петра создан на основе этюда с натуры колоритного Абрахама Графеуса, служителя антверпенской гильдии Святого Луки ( его изображения есть на картинах ”Распятие святого Петра” 1615-1617 гг., “Юпитер и Антиопа” 1617-1618 гг. и других).

А.Ван Дейк. Юпитер и Антиопа. 1620
А.Ван Дейк. Юпитер и Антиопа. 1620

“Портрет молодого человека” (1619 г.)

В годы сотрудничества с Рубенсом Ван Дейк создает одиночные, парные, групповые портреты богатых горожан со своими семьями. Одно из лучших ранних произведений — “Портрет молодого человека” (1619 г.).

А.Ван Дейк. Портрет молодого человека.1619
А.Ван Дейк. Портрет молодого человека.1619

В этом портрете уже нет присущей старо-нидерландскому искусству подробной характеристики особенностей человеческого лица, скурпулезной выписанности малейших черточек внешнего облика изображенного. Нет излишней детализации одежды.

Отсутствует и прежняя рассеянность освещения, резкая четкость контуров и статичность позы. Кисть живописца, уверенно моделируя объем, легко и плавно следует за изгибами формы. Фигура, окутанная волнами теплого света, выступает их темного пространства.

Создается ощущение, что перед нами живой человек. Причем эффект еще более возрастает благодаря тому, что взгляд портретируемого устремлен прямо на зрителя.

Портреты раннего творчества

Тончайшие оттенки чувств выражены в моделях Ван Дейка.

Встревоженность читается в доверчивых глазах юной матери, держащей на коленях ребенка (”Портрет молодой женщины с ребенком” 1618 г.). Предположительно это портрет Бальтазарины ван Линик с сыном Адрианом.

А.Ван Дейк. Портрет молодой женщины с ребенком.1618
А.Ван Дейк. Портрет молодой женщины с ребенком.1618

Одна из лучших картин раннего творчества — “Семейный портрет” (1621 г.). Вопрошающе и печально смотрит мужчина, глава семейства. Спокойный и чуть лукавый взгляд устремила на зрителя его жена. На ее коленях сидит маленький ребенок, который немного повернув и откинув головку, смотрит на отца. Художник побуждает заглянуть в глаза тому или иному персонажу, создавая у зрителя как бы ощущение личного контакта.

А.Ван Дейк. Семейный портрет.1621
А.Ван Дейк. Семейный портрет.1621

Неотъемлемая часть многих портретов “первого антверпенского периода” художника — богато разработанный фон. Пышные развевающиеся драпировки звучного красного тона, детали архитектуры вносят в композиции оттенок приподнятости и торжественности.

Ван Дейк однако никогда не теряет человека за этим парадным окружением. Детали обстановки не только придают моделям представительный вид, но нередко помогают углубить их характеристику. Так например, книги и античные бюсты на столе в портрете антверпенского бургомистра Николаса Рококса отображают круг его интересов известного ученого — нумизмата, коллекционера и покровителя искусств.

А.Ван Дейк. Портрет Николаса Рококса.1621
А.Ван Дейк. Портрет Николаса Рококса.1621

В Италии (1621- 1627 гг.)

Пристальное внимание к внутренней сущности человека, интеллектуальной стороне его деятельности получает последовательное развитие в искусстве Антониса Ван Дейка. Это ясно прослеживается в работах итальянского периода. Ван Дейк в 22 года уезжает из Антверпена путешествовать и учиться. В Италии на молодого мастера оказывают влияние шедевры Эпохи Возрождения и особенно художника Тициана.

А.Ван Дейк. Автопортрет.1620-1621
А.Ван Дейк. Автопортрет.1620-1621

Художник создает великолепные образы: “Портрет скульптора Ф.Дюкенуа” (1622 г.), ”Портрет кардинала Г.Бентивольо” (1623 г.), “Мужской портрет” (1623 г.), “Портрет Марка-Антуана Люманя” (1620-е гг.)

А.Ван Дейк. Портрет Франсуа Дюкенуа. 1622
А.Ван Дейк. Портрет Франсуа Дюкенуа. 1622
А.Ван Дейк. Портрет кардинала Гвидо Бентивольо. 1623
А.Ван Дейк. Портрет кардинала Гвидо Бентивольо. 1623

“Мужской портрет” (1623 г.)

Эта работа особенно хороша. Долгое время это считалось изображением антверпенского врача Лазаря Махаркейзюса. Внешняя строгость и простота отличают композицию произведения. Живописца не интересует ни костюм, ни окружающая обстановка. Только важен духовный мир модели. Мужчина не позирует. Он изображен в момент, вероятно , спора. Он что-то страстно доказывает, подкрепляя слова жестом руки.

Ван Дейк раскрывает эмоциональный настрой человека через внешнее действие. Взгляд, направленный в сторону невидимого собеседника, порывистая поза, движение пальцев — выявляют сущность портретируемого. Портрет колористически сдержан. Только контрасты черного с белым. Но художник достигает впечатления исключительного цветового богатства. Плотные темные тона наполнены горячими красноватыми оттенками, как бы отражающими духовное напряжение изображенного мужчины.

“Автопортрет” (1622-1623 гг.)

А.Ван Дейк. Автопортрет.1622-1623
А.Ван Дейк. Автопортрет.1622-1623

Образная и живописная утонченность, присущая зрелому искусству Ван Дейка, достигла высоты в “Автопортрете”. Непринужденность, утонченность и в то же время простота характеризуют это произведение.

Ван Дейк изображает себя привлекательным, стройным юношей, с холеным, немного женственным лицом и аристократически тонкими гибкими руками. Он очевидно идеализирует себя . Но облик художника, с изящной небрежностью позы и костюма, взглядом мечтательным, чуть загадочным полон артистизма и поэтической прелести.

Ван Дейк часто изображал себя на полотнах и оставил автопортретов больше, чем другие художники-современники. Такой была его самореклама, и так выражалось его честолюбие и желание прославиться.

Живописец в портретах людей стремился преукрасить их, выразить идеал прекрасной личности.

А.Ван Дейк. Портрет мужчины в доспехах.1625-1627
А.Ван Дейк. Портрет мужчины в доспехах.1625-1627

В Антверпене (1627- 1632 гг.)

В 1627 году Ван Дейк вернулся в родной Антверпен и стал придворным художником Изабеллы, правительницы испанских провинций Нидерландов. Он задумал создать портреты лучших людей современности. Такой грандиозный проект получил название “Иконография Ван Дейка”.

“Иконография Ван Дейка” (1627-1636 гг.)

Это была серия исполненных по рисункам художника гравированных портретов (офортов) знаменитых современников — живописцев, скульпторов, поэтов, музыкантов, общественных деятелей, ученых, полководцев, меценатов. Над этим проектом художник работал с 1627 по 1636 годы. Для 18 портретов мастер собственноручно гравировал доски — очень четко прорабатывал лица, фигуры и одежды прорисовывал контурами. Остальные портреты выполняли другие мастера по рисункам самого Ван Дейка.

В 1632 году в первом издании “Иконографии Ван Дейка” было 80 офортов. Второе издание в 1645 году (после смерти художника) включало уже 100 . А к концу 18-го века вышло уже более 200 портретов. Эту серию иконографии многократно переиздавали.

А.Ван Дейк. Иконография. Adam van Noort. 1630-1632
А.Ван Дейк. Иконография. Adam van Noort. 1630-1632
А.Ван Дейк. Иконография. Gaspar de Crayer. 1630-1632
А.Ван Дейк. Иконография. Gaspar de Crayer. 1630-1632

В Англии (1632-1641 гг.)

При дворе Карла I

В 1632 году фламандский художник переезжает в Англию и последние годы жизни работает при дворе Карла I в Лондоне.

В 1632 году английский король посвятил Ван Дейка в рыцари, а в следующем 1633 году — пожаловал статус королевского художника.

В эти годы мастер создает свыше 400 картин. Из них 35 полотен — портреты короля и 20 — королевы Генриетты-Марии и их детей. “Королевская семья” (1632 г.), “Карл I на охоте” (1635-1638 гг.), “Портрет Карла I верхом”(1636 г.), “Карл I с трех сторон (Тройной портрет Карла I)” (1635 г.), “Портрет королевы Генриетты Марии” (1635 г.), “Трое детей Карла I” (1635 г.), “Пятеро детей Карла I” (1637 г.) и другие.

А.Ван Дейк. Карл I с трех сторон (Тройной портрет Карла I). 1635
А.Ван Дейк. Карл I с трех сторон (Тройной портрет Карла I). 1635
А.Ван Дейк. Королевская семья.1632
А.Ван Дейк. Королевская семья.1632
А.Ван Дейк. Портрет Карла I на охоте.1635-1638
А.Ван Дейк. Портрет Карла I на охоте.1635-1638

Ван Дейк создает портреты аристократов, знатных вельмож, известных современников. К числу выдающихся произведений английского периода принадлежит небольшой “Портрет Иниго Джонса” (1635-1636 гг.). Талантливый зодчий построил здание Банкетного зала дворца Уайтхолл в Лондоне. Росписи для плафона зала были выполнены Рубенсом. В этой картине Ван Дейк скупыми и лаконичными средствами создал живой, запоминающийся образ знаменитого современника.

А.Ван Дейк. Портрет Иниго Джонса.1635-1636
А.Ван Дейк. Портрет Иниго Джонса.1635-1636

Детские портреты

Ван Дейк был превосходным мастером детского портрета. Никогда не впадая в кукольность и слащавость, он тонко подчеркивал особенности юного возраста, умело передавал свежесть и наивность восприятия мира.

А.Ван Дейк. Портрет пятерых старших детей Карла I.1637
А.Ван Дейк. Портрет пятерых старших детей Карла I.1637

Изысканные колористические качества отличают “Портрет Филадельфии и Елизаветы Уортон” (1640 г.), одно из лучших произведений художника в английский период. На портрете дочери лорда Филиппа Уортона. Девочки, причесанные и одетые как придворные дамы, позируют мастеру. Но пытаясь сохранить “взрослую” серьезность, они держат себя с непосредственностью и естественностью детей, играют свою роль с удовольствием и немного с лукавством.

А.Ван Дейк. Портрет Елизаветы и Филадельфии Уортон.1640
А.Ван Дейк. Портрет Елизаветы и Филадельфии Уортон.1640

Влияние Ван Дейка на портретную школу Англии

После поездки в Париж художник серьезно заболел и в декабре 1641 года умер в Лондоне. Король Карл I устроил пышные похороны. И  в этот же день были крестины у новорожденной дочери Ван Дейка.

Знаменитому художнику было всего 42 года.

Творчество мастера английского периода в такой же мере принадлежит истории английского искусства, как и южнонидерландского (фламандского). Ван Дейк стоит у истоков портретной школы Англии. От него немало почерпнули такие выдающиеся живописцы, как Томас Гейнсборо, Питер Лели, Джошуа Рейнолдс. Они восприняли, в частности, присущую поздним произведениям Ван Дейка изысканность цветовой гаммы, ее особый серебристый тон, жемчужно-серые и голубые оттенки.

А.Ван Дейк. Портрет молодой женщины с виолончелью.1635-1640
А.Ван Дейк. Портрет молодой женщины с виолончелью.1635-1640
А.Ван Дейк. Портрет лорда Джона и лорда Бернарда Стюартов.1638
А.Ван Дейк. Портрет лорда Джона и лорда Бернарда Стюартов.1638

Значение творчества

Талант мастера проявился в разножанровых картинах. Особенно в раннем творчестве создано много произведений на религиозные и мифологические сюжеты.

А.Ван Дейк. Коронование Христа терновым венцом.1618-1620
А.Ван Дейк. Коронование Христа терновым венцом.1618-1620

Но настоящим призванием Ван Дейка стала портретная живопись.

В лучших полотнах художника отразилось богатство и сложность человеческой натуры, высокое представление о ее творческих возможностях. Созданный портретный стиль был необычайно популярен среди разных слоев общества 17 века.

Наследие мастера — это и большие парадные портреты, и разные типы небольших портретов — не только заказные, официальные, но и написанные для себя и для близких людей. Галерея, созданная великим талантом, донесла до нас облики современников живописца, выразила идеал прекрасной личности, утверждаемой Ван Дейком в искусстве.

А.Ван Дейк. Портрет генерала с красной повязкой.1630-1632
А.Ван Дейк. Портрет генерала с красной повязкой.1630-1632
А.Ван Дейк. Портрет молодого человека.1634-1635
А.Ван Дейк. Портрет молодого человека.1634-1635
А.Ван Дейк. Автопортрет с сэром Эндимионом Портером.1635
А.Ван Дейк. Автопортрет с сэром Эндимионом Портером.1635
А.Ван Дейк. Портрет Марии Стюарт, дочери Карла I, и Вильгельма II, принца Оранского
А.Ван Дейк. Портрет Марии Стюарт, дочери Карла I, и Вильгельма II, принца Оранского. 1641
А.Ван Дейк. Портрет Марии Русвен, жены художника. 1639
А.Ван Дейк. Портрет Марии Русвен, жены художника. 1639

Великий художник оставил богатое наследие — около 1500 полотен, не считая рисунков и гравюр.

Искусство художника проложило пути в будущее, способствовало созданию школы превосходных английских художников- портретистов 18-го века, оказало значительное влияние на развитие европейской и мировой живописи.

А.Ван Дейк. Амур и Психея.1638-1640
А.Ван Дейк. Амур и Психея.1638-1640
А.Ван Дейк. Автопортрет с подсолнухом.1633
А.Ван Дейк. Автопортрет с подсолнухом.1633
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector