Женские портреты русских художников

Женские портреты художников

В.А.Тропинин. Женщина в окне (фрагмент). 1841

Во все времена художников влекла женская красота и загадка. Они изображали на своих полотнах императриц, знатных дам, простолюдинок-горожан, крестьянок. Предлагаем посмотреть на русский женский портрет в историческом развитии, охватим несколько веков русской живописи. И расскажем о произведениях, неожиданных для специалистов и любителей искусства.



Иконы

Истоки женского портретного искусства уходят глубоко в века — в иконопись. Ведь каноны живописи, пришедшие на Русь вместе с христианством, неминуемо наполнялись мироощущением русских иконописцев.

В строгие византийские лики с течением времени проникали характерно русские черты. Особенно это касается образа богоматери.

Толгская икона Божией Матери. 13 век
Толгская икона Божией Матери. 13 век
Феофан Грек.Донская икона Божией Матери.1390-е
Феофан Грек.Донская икона Божией Матери.1390-е
Казанская икона Божией Матери. 17 век
Казанская икона Божией Матери. 17 век

Иконопись, парсуна (ранний жанр изображения на Руси), зарождение новой школы портрета. Непросто, болезненно шел процесс становления европейских принципов изображения. Конец 17-го и первая половина 18-го века знаменовали их развитие и упрочение.

17 век

Первыми русскими портретистами считаются И.Никитин (1690-1742) и А.Матвеев (1701-1739). Художники прошли обучение у мастеров западно- европейской живописи (И.Никитин — в Италии, Флоренции, Венеции, А.Матвеев — в Голландии). Русские мастера отошли от иконописного стиля, одни из первых в новой Петровской России начали писать картины в европейской манере, с перспективой.

Никитин И. Н. Портрет царевны Прасковьи Ивановны. 1714
И.Н.Никитин. Портрет царевны Прасковьи Ивановны. 1714
Никитин И. Н. Портрет царевны Натальи Алексеевны. 1716
И.Н.Никитин. Портрет царевны Натальи Алексеевны. 1716
Матвеев А. М. Автопортрет с женой. 1729
А.М.Матвеев. Автопортрет с женой. 1729
Матвеев А. М. Портрет княгини А.П. Голицыной. 1728
А.М.Матвеев. Портрет княгини А.П. Голицыной. 1728

18 век

И.Вишняков

Ученик А.Матвеева, талантливый художник И.Вишняков (1699-1761) стал продолжателем начинаний И.Никитина и А.Матвеева. Его холсты были следующим шагом в освобождении от плоскостно- статичной “парсунной” трактовки. Несмотря на придворные условности, застылость фигур, мастер выражает характер и внутренний мир натуры.

И.Вишняков.Портрет Сарры Элеоноры Фермор (ок. 1750)
И.Я.Вишняков.Портрет Сарры Элеоноры Фермор.ок.1750
И.Вишняков.Портрет Ксении Ивановны Тишининой.1755
И.Я.Вишняков.Портрет Ксении Ивановны Тишининой.1755

И.Аргунов

Прекрасны картины И.П. Аргунова (1729-1802), мастера первой половины 18-го века. Как портретист он обрел известность благодаря созданию парадных и камерных работ. Художник передает психологические особенности моделей.

В 1762 году он пишет саму императрицу Екатерину Великую. Это великолепное изображение монаршей особы с властным взлядом сверху, с пышным антуражем на заднем плане, с тщательными прорисовками всех деталей.

И.Аргунов. Портрет Екатерины II.1762
И.П.Аргунов. Портрет Екатерины II.1762

Интересен “Портрет графини А.П.Шереметевой” (1768 г.). Крепостной живописец графа П.Б.Шереметева, он хорошо знал свою модель. Кисть мастера правдива, простодушна. Он не умел льстить, что позже научатся делать его собратья по искусству. Молодая красавица графиня смотрит с холста холодно, властно, надменно.

И.Аргунов.Портрет графини Анны Петровны Шереметевой.1768
И.П.Аргунов.Портрет графини Анны Петровны Шереметевой.1768

Одна из широко знаменитых работ художника — “Портрет неизвестной крестьянки в русском костюме“ (1784 г.). В русской портретной живописи это первое полотно женщины низкого сословия. И.П.Аргунов создает идеал простой русской крепостной — плавные черты лица, гордая осанка, высокая шея, добрые глаза, легкая улыбка. На величавой красавице-простолюдинке праздничный сарафан, кокошник, крупные бусы, серьги. Красные и золотистые тона картины придают ей нарядность и глубину.

И.Аргунов. Портрет неизвестной крестьянки в русском костюме. 1784
И.П.Аргунов. Портрет неизвестной крестьянки в русском костюме. 1784

Ф.Рокотов

Без полотен Ф.Рокотова (1735-1808) невозможно представить русское искусство 18-го века

Открытие этого художника произошло после почти 100-летнего забвения, в 1905 году, на выставке русского портрета в Таврическом дворце, организованной С.П.Дягилевым. С тех пор рокотовская живопись стала олицетворением 18-го века. И наши представления об эпохе, ее утонченности и изяществе навсегда связаны с этим живописцем.

Рокотов обучался в Академии художеств. В 1765 году получил звание академика

В 1763 году его пригласили в Москву написать коронационный портрет Екатерины II. Изображение в профиль очень понравилось императрице.

Ф.С.Рокотов.Коронационный портрет Екатерины II .1763
Ф.С.Рокотов.Коронационный портрет Екатерины II .1763

В 1760х — 90х годах у художника было много заказов от родовитых московских семейств. Он создавал портретные галереи из двух — трех поколений.

Своих героинь Рокотов изображает загадочными, с легкой полуулыбкой. Приглушенные тона, мягкий свет, таинственная дымка, полумрак-полумгла, тщательно прописанные дамские платья с кружевами, атласными лентами, красивые украшения.

Ф.С.Рокотов. Портрет Александры Петровны Струйской.1772
Ф.С.Рокотов. Портрет Александры Петровны Струйской.1772
Ф.С.Рокотов.Портрет неизвестной в розовом платье.1770
Ф.С.Рокотов.Портрет неизвестной в розовом платье.1770

Изображение княгини Е.А.Голицыной относится к позднему периоду творчества мастера. Но даже рядовое полотно Рокотова не может не вызвать интереса тонкой живописью, таинственно мерцающими красками.

Ф.С.Рокотов.Портрет княгини Е.А. Голицыной .1790-е
Ф.С.Рокотов.Портрет княгини Е.А. Голицыной.1790-е

Д.Левицкий

Талантливый портретист Д.Г.Левицкий (1735-1822 гг.) — автор множества великолепных полотен.

Широко известна серия «Смолянки», 7 полотен с образами лучших воспитаниц Смольного института, созданных в 1772-1776 годах. Это поистине шедевры не только русского, но и мирового искусства. Девушки исполняют роли в театральных костюмах,танцуют, играют. Их позы и жесты милы и выразительны. Левицкий уловил индивидуальность и особенность каждой героини, фактурно передал черты лица, движенья рук, особенности платьев, живописный фон.

Д.Г.Левицкий.Екатерина Хрущева и Екатерина Хованская.1773
Д.Г.Левицкий.Екатерина Хрущева и Екатерина Хованская.1773

На полотнах Левицкого мы видим реалистичные облики современниц, с разными характерами, внутренним миром, со своими душевными особенностями.

Д.Г.Левицкий.Портрет Марии Алексеевны Дьяковой.1778
Д.Г.Левицкий.Портрет Марии Алексеевны Дьяковой.1778

Посмотрите на образ дочери Агаши в праздничных одеждах богатых горожанок того времени. Нежная, милая улыбка, игривая поза девушки. Художник тщательно выписывает каждую деталь. Вопреки правилам 18 века, он воспевает красоту русского народного костюма.

Д.Г.Левицкий. Портрет Агафии Дмитриевны (Агаши) Левицкой.1783
Д.Г.Левицкий. Портрет Агафии Дмитриевны (Агаши) Левицкой.1783

В.Боровиковский

Школу русских портретистов преумножил В.Л.Боровиковский (1757-1825). Он был большим мастером камерного сентиментального портрета. Его женские образы воплощают идеал тех времен: очаровательные современницы с душевными переживаниями, тонкими чувствами, нежные, нравственно чистые, такие поэтичные и красивые.

В.Л.Боровиковский.Лизонька и Дашенька.1794
В.Л.Боровиковский.Лизонька и Дашенька.1794
В.Л.Боровиковский.Портрет М. И. Лопухиной. 1797
В.Л.Боровиковский.Портрет М. И. Лопухиной. 1797
В.Л.Боровиковский.Портрет Е. А. Нарышкиной, 1799
В.Л.Боровиковский.Портрет Е. А. Нарышкиной.1799
В.Л.Боровиковский.Портрет сестёр А. Г. и В. Г. Гагариных, 1802
В.Л.Боровиковский.Портрет сестёр А. Г. и В. Г. Гагариных. 1802

Неизвестные художники

Живопись 18-го века в России часто была анонимной. В историю вошла лишь небольшая часть имен. Под большинством полотен мы видим надпись “Неизвестный художник”.

Неизвестный художник. Портрет княгини Варвары Ивановны Трубецкой, урожденной княгини Одоевской.1770-е
Неизвестный художник. Портрет княгини Варвары Ивановны Трубецкой, урожденной княгини Одоевской.1770-е
Неизвестный художник. Портрет Марии Дмитриевны Мелиссино.1790-е
Неизвестный художник. Портрет Марии Дмитриевны Мелиссино.1790-е
Неизвестный художник. Портрет великой княжны Александры Павловны в русском костюме. 1790е
Неизвестный художник. Портрет великой княжны Александры Павловны в русском костюме. 1790-е

Испытывая огорчение от невозможности определить имя мастера, мы в то же время ощущаем некоторую свободу от его магии, если оно знаменито. Это позволяет тщательно, непредвзято вглядываться в саму живопись, лицо, изображенное на полотне.

Например, образ женщины в дорогом русском наряде (вероятно, это горожанка из состоятельной купеческой семьи). Безымянный художник обладал, безусловно, незаурядным талантом. Лицо этой женщины с недобрым взглядом надолго запомнится — так оно характерно.

Неизвестный художник. Портрет женщины в русском костюме.1769
Неизвестный художник. Портрет женщины в русском костюме.1769

19 век

19й век дал русскому искусству великолепных живописцев, среди которых портретистам принадлежит особое место.

Картины известных мастеров

Работы О.Кипренского, К.Брюллова, И.Крамского, В.Сурикова, В.Перова, Н.Ге, И.Репина — вершины русской портретной живописи. Эти мастера кисти широко известны, их работы — признанные шедевры искусства.

О.Кипренский.Портрет З. А. Волконской.1830
О.А.Кипренский.Портрет З. А. Волконской.1830
К.П.Брюллов.Портрет светлейшей княгини Е. П. Салтыковой.1841
К.П.Брюллов.Портрет светлейшей княгини Е. П. Салтыковой.1841
И.Н.Крамской.Неизвестная.1883
И.Н.Крамской.Неизвестная.1883
Н.Н. Ге. Портрет Шестовой с дочерью.1859
Н.Н. Ге. Портрет Шестовой с дочерью.1859
В.И.Суриков.Женский портрет.1885
В.И.Суриков.Женский портрет.1885
В.Перов.К Троице-Сергию.1870
В.Г.Перов.К Троице-Сергию.1870

Но рядом с прославленными мастерами трудились художники более скромных возможностей. Без представления об их творчестве трудно объективно представить художественную жизнь прошлого. Порой как бы из небытия возникает имя забытого мастера и заставляет потесниться именитых собратьев.

Работы малоизвестных художников подчеркивают, насколько богато и разнообразно искусство минувшего.

П.Заболотский

Одним из таких забытых мастеров является П.Заболотский (1803-1866). Он, мещанин по рождению, много писал крестьян, простых людей незнатного рода. Он творил свободно и раскрепощенно, создавая характерные, непарадные образы.

П.Е.Заболотский.Портрет неизвестной. 1848
П.Е.Заболотский.Портрет неизвестной. 1848

“Портрет молодой женщины” его кисти романтически взволнован, хотя написан в середине 19-го века, когда мода на романтизм уже проходила.

П.Е.Заболотский.Портрет молодой женщины в черном платье.1830-е
П.Е.Заболотский.Портрет молодой женщины в черном платье.1830-е

В.Тропинин

На московской почве развилось совершенно своеобразное явление — искусство В.А.Тропинина(1776-1857). Он оставил почти 3000 образов. Огромное творческое наследие мастера обладает редкой цельностью. Тропининские портреты отличает неизменный душевный строй — нежный, спокойный, ласково-доброжелательный.

В.А.Тропинин. Кружевница.1823
В.А.Тропинин. Кружевница.1823
В.А.Тропинин. Золотошвейка. 1826
В.А.Тропинин. Золотошвейка. 1826
В.А.Тропинин. Портрет А. И. Тропининой, жены художника. 1809
В.А.Тропинин. Портрет А. И. Тропининой, жены художника. 1809

Посмотрите на изображение сестры художника  Анны. Даже и не скажешь, что это крепостная — статная осанка, глубокий взгляд.

В.А.Тропинин. Портрет А.А.Тропининой,сестры художника.1827
В.А.Тропинин. Портрет А.А.Тропининой,сестры художника.1827

В старости мастеру всегда хотелось писать свои модели улыбающимися, поскольку полотна предназначались для родственников и близких друзей.

Среди холстов художника безусловный шедевр — “Девушка с горшком роз”. Этот наивно- сентиментальный образ сродни его “кружевницам” и “златошвейкам”. Здесь тропининский романтизм особого качества, он как бы смягчен, одомашнен.

В.А.Тропинин. Девушка с горшком роз.1850
В.А.Тропинин. Девушка с горшком роз.1850

К.Маковский

Это еще одно имя в истории русского портретного искусства. К.Е.Маковский (1839-1915) стал одним из первых передвижников, чуть позже с 1880-х годов — модным живописцем своего времени. Он прославился как мастер парадного портрета и исторических картин. Также писал и простых людей, бедняков — простолюдинов.

К.Е.Маковский.Портрет В. А. Волконской.1884
К.Е.Маковский.Портрет В. А. Волконской.1884
К.Е.Маковский.Боярышня.1880-е
К.Е.Маковский.Боярышня.1880-е
К.Е.Маковский.Селедочница.1867
К.Е.Маковский.Селедочница.1867

После смерти слава отвернулась от этого художника. Его блестящая, хотя и несколько холодная живопись стала считаться салонной. Но его творчество намного шире тех представлений, которыми мы порой пользуемся.

Полотна К.Е.Маковского привлекают подлинным мастерством, живописными характерными образами, внутренним светом и особой женской красотой.

В.Серов

Живопись рубежа веков…Признанный мастер портретного искусства В.А.Серов (1865-1911 гг.). Он писал роскошные парадные портреты императорской семьи, аристократов, купцов. И создавал небольшие камерные изображения членов семьи, друзей, знакомых.

Например, образ П.А.Мамонтовой, племянницы покровителя Саввы Мамонтова. Эта девушка — двоюродная сестра Веруши, той самой “Девочки с персиками”. Работа написана в 1889 году, два года спустя после серовского шедевра и на следующий год после “Девушки, освященной солнцем”. Это полотно значительно скромнее по задаче, но как много говорит о тех годах “абрамцевского содружества”, которые сам художник вспоминал всю жизнь. Интимное, домашнее полотно написано свежо, размашисто, в светлой серебристой гамме.

В.А.Серов. Портрет П. А. Мамонтовой. 1889
В.А.Серов. Портрет П. А. Мамонтовой.1889
В.А.Серов.Девочка с персиками.1887
В.А.Серов.Девочка с персиками.1887
В.А.Серов. Девушка, освещенная солнцем. 1888
В.А.Серов. Девушка, освещенная солнцем. 1888
В.А.Серов.Портрет княгини Ольги Орловой.1911
В.А.Серов.Портрет княгини Ольги Орловой.1911

20 век

Живопись начала 20-го столетия ! Сколько открытий, новых направлений в искусстве появилось! Модерн, фовизм, примитивизм, экспрессионизм, кубизм, футуризм (подробнее читайте в нашей статье).

Художники искали новые способы выразить окружающую действительность и образ русской женщины. Новые веяния времени изменили женский портрет. На полотнах появились яркие образы, сильные натуры, фактурный колорит.

Ф.А.Малявин.Верка.1913
Ф.А.Малявин.Верка.1913
К.С.Петров-Водкин.Мать.1915
К.С.Петров-Водкин.Мать.1915
И.И.Машков.Дама с контрабасом.1915
И.И.Машков.Дама с контрабасом.1915
К.С.Петров-Водкин.Портрет А. А. Ахматовой.1922
К.С.Петров-Водкин.Портрет А. А. Ахматовой.1922
Б.М.Кустодиев.Купчиха за чаем.1918
Б.М.Кустодиев.Купчиха за чаем.1918

После Октябрьской революции 1917 года появилось новое направление в искусстве — социалистический реализм. Художники изображают современниц новой формирующейся советской эпохи: сильных, решительных, волевых, с твердым характером (как контраст утонченным, изысканным дамам прошлых веков).

К.Ф.Юон.Комсомолки. Подмосковный молодняк.1926
К.Ф.Юон.Комсомолки. Подмосковный молодняк.1926
К.С.Малевич.Работница.1933
К.С.Малевич.Работница.1933
О.Д.Яновская.Делегатки VI съезда.1932
О.Д.Яновская.Делегатки VI съезда.1932
А.А.Дейнека.Портрет девушки с книгой.1934
А.А.Дейнека.Портрет девушки с книгой.1934
А.Н.Самохвалов.Девушка в футболке.1932
А.Н.Самохвалов.Девушка в футболке.1932

З.Серебрякова

Необычайно талантливая З.Е.Серебрякова (1884-1967) — одна из первых русских женщин-художниц. Она создала удивительную по проникновенности галерею женских образов. На своих полотнах она часто изображает знакомых и близких людей.

З.Е.Серебрякова.За туалетом. Автопортрет. 1909
З.Е.Серебрякова.За туалетом. Автопортрет. 1909
З.Е.Серебрякова.Портрет А.А. Бенуа-Черкесовой с сыном Александром.1922
З.Е.Серебрякова.Портрет А.А. Бенуа-Черкесовой с сыном Александром.1922
З.Е.Серебрякова.Портрет балерины Е. Н. Гейденрейх в красном.1923
З.Е.Серебрякова.Портрет балерины Е. Н. Гейденрейх в красном.1923

Среди работ высочайшего живописного качества “Портрет О.К.Лансере, урожденной Арцыбушевой”. Модель- жена ее брата, Е.Лансере, замечательного графика 20-го века. Произведение хочется сопоставить с известным автопортретом Серебряковой “За туалетом”. Молодые женщины даже внешне кажутся похожими, впрочем, это распространенное свойство серебряковских работ.

З.Е.Серебрякова.Портрет О. К. Лансере.1910
З.Е.Серебрякова.Портрет О. К. Лансере.1910

Но по-настоящему роднит эти две работы ощущение счастья, гармонии мира и личности, которую так удавалось передать художнице особенно в ранних вещах.

Портреты жен художников

Среди женских образов того времени можно выделить своеобразную линию — изображения супруг художников. Конечно, подобные работы встречались и раньше. Но в 20-ом столетии он знаменует собой новые взаимоотношения живописца и зрителя.

Вместо портретов, ориентированных вольно или невольно на общественные вкусы, в искусстве начала 20-го века появляются вещи, в которых автор выражал себя более свободно.

Естественно, что лучшей моделью здесь являлся близкий человек. “Портрет М.П.Лентуловой” кисти А. Лентулова, “Портрет Е.М.Бебутовой” П.Кузнецова, “Портрет М.Ф.Петровой-Водкиной” К. Петрова-Водкина, много и других примеров.

При всей непохожести названных работ по манере, образной трактовке они обладают одним общим качеством — лиричностью, теплотой авторского взгляда.

И.И.Бродский.Портрет Л. М. Бродской на террасе.1908
И.И.Бродский.Портрет Л. М. Бродской на террасе.1908
А.В.Лентулов. Портрет М.П.Лентуловой. Исследование символического сходства. 1912
А.В.Лентулов. Портрет М.П.Лентуловой. Исследование символического сходства. 1912
К.С.Петров-Водкин.Портрет М. Ф. Петровой-Водкиной.1907
К.С.Петров-Водкин.Портрет М. Ф. Петровой-Водкиной.1907
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector