М.Н.Воробьев - художник- пейзажист 19 века

М.Н.Воробьев — художник- пейзажист 19 века

М.Н.Воробьев.Лунная ночь в Петербурге. 1839 г.

Художник Максим Никифорович Воробьев (1787-1855 гг.) сыграл значительную роль в развитии живописи первой половины 19-го века: мастер русского пейзажа, городской архитектуры, перспективной живописи, заслуженный профессор Академии художеств.

Портрет М.Н.Воробьева
Портрет М.Н.Воробьева

Детство

Он родился в семье отставного солдата в 1787 году. Когда Воробьевы перебрались из Пскова в Петербург, маленький Максим оказался прямо в обителе муз — Академии художеств (счастливое предзнаменование!). Его отцу, получившему здесь место вахтера, отвели небольшую каморку. Но душа мальчика рвалась туда, где на стенах и потолках он мог созерцать живописные и скульптурные образы прекрасных женщин в легких, развевающихся одеждах, мудрых старцев, благородных мужчин.

Кто-то из молодых художников, приметивших любопытного мальчика, рассматривающего росписи, показал изображение темноглазого юноши с нежным лицом. Максим запомнил его имя — Рафаэль Санти. Всякий раз, встречаясь с ним глазами, он чувствовал, как учащенно бьется сердце.

Отец замечал — сын все что-то чертит обломками графита, подобранными в классах, ночами плачет.

И Никифор решился — на стол “высочайшего совета” легло прошение, написанное корявым, неразборчивым почерком: “…отдаю сына своего Максима, родившегося в 1787 году августа 6-го числа, с тем, что до истечении срочного времени обратно и ниже на время каких бы то причин не было требовать не буду…”

Обучение в Академии художеств

Не оказалось таких причин, которые заставили бы 11-летнего воспитанника Максима Воробьева расстаться с мечтой стать художником.

Однако его зачислили сначала в архитектурный класс знаменитого Тома де Томона, автора здания Биржи и Ростральных колонн в Петербурге. Учеба под руководством строгого француза, приверженца ясных и четких классических линий, оказала большое влияние на Воробьева.

Последние академические годы прошли в живописном классе прославленного Федора Алексеева. Как тоненькая ключевая струйка, затерянная в лесной глуши, настойчиво и терпеливо пробивает русло на широкий простор, так в глубине веков берет начало жанр городского пейзажа, обретающий с течением столетий законное и славное место в отечественном искусстве.
Сначала очень условные изображения архитектуры в иконописи, на фресках. Первые “першпективные” виды, которыми расписывались в 17-ом веке павильоны в кремлевских садах при царе Алексее Михайловиче.

Но вот бурная Петровская эпоха, как и всему в России, сообщила “видописанию” мощное движение вперед. Гравюры, “кунсты” запечатлели стремительные успехи российского градостроительства. Проходит время, и вместо сухих, идеально правильных видов — “прешпектов” в живописи появился одушевленный образ города, запечатленный Ф.Алексеевым.
Плечом к плечу с мастером работает его молодой ученик Воробьев. Следующее слово в искусстве за ним — самым талантливым последователем знаменитого пейзажиста.

Начало творчества

По окончании Академии Воробьев получил золотую медаль, удостоился личного дворянства и был определен помощником Ф.Я.Алексеева (1753-1824 гг.) для писания видов русских городов. Три года увлекательной, плодотворной работы с натуры в Москве, Орле, Воронеже. Проба сил в разной технике: акварель, рисунок, масло.

«Уборка сена» (1812 г.)

М.Н.Воробьев. Уборка сена.1812 г.
М.Н.Воробьев. Уборка сена.1812 г.

В имении Л.Н.Львова “Никольское” близ Торжка Воробьев написал небольшую картину “Уборка сена”. Непритязательный у нее сюжет: два крестьянина заняты будничной работой. Тощая лошаденка на фоне старой мельницы. Хорошо скомпонована жанровая сцена. Глубокие тени, упавшие на землю. Динамика движения серых с белесым отсветом облаков на солнечном небе. Глядя на картину, приходит ощущение тревоги и хрупкости сельской тишины.

Так в одном из ранних полотен художнику удалось передать романтическое мироощущение, которое найдет завершенное выражение в его городских пейзажах.

Тема войны 1812 года

Война 1812 года, всколыхнувшая Россию, не могла не найти отражения в творчестве Воробьева — художника- патриота, чутко откликавшегося на события времени. Максим Никифорович выполняет обязанности художника в русской армии.

Он пишет торжественный марш военных парадов на кремлевских площадях, сжимающую сердце панораму сожженной Москвы, создает гравюры “Похороны Кутузова в Казанском соборе” (1814 г.).

М.Н.Воробьев. Похороны Кутузова в Казанском соборе. Гравюра.1814 г.
М.Н.Воробьев. Похороны Кутузова в Казанском соборе. Гравюра.1814 г.

“Торжественное молебствие, совершаемое русским духовенством в Париже на площади Людовика XV” (1813-1814 гг.)

М.Н.Воробьев. Торжественное молебствие, совершаемое русским духовенством в Париже на площади Людовика XV. 1814 г.
М.Н.Воробьев. Торжественное молебствие, совершаемое русским духовенством в Париже на площади Людовика XV. 1813-1814 гг.

За картину “Торжественное молебствие, совершаемое русским духовенством в Париже на площади Людовика XV” Воробьев получил звание академика живописи.

Необычайно сложной оказалась работа над этим полотном. Изображение огромного по масштабам события требовало безупречной точности и четкости в построении композиции. Здесь Воробьев проявил себя большим мастером перспективной живописи, сказалась великолепная выучка в классах Тома де Томона и Ф.Я.Алексеева.

Городские пейзажи М.Воробьева

Изображения Москвы

М.Н.Воробьев.Вид Московского Кремля (со стороны Каменного моста).1819 г.
М.Н.Воробьев.Вид Московского Кремля (со стороны Каменного моста).1819 г.

Художник еще не раз возвращался к картинам на подобные сюжеты, положившие начало традиции изображения воинских и государственных церемоний в русской живописи. Но сколь ни значительны были успехи Воробьева на официальном живописном поприще, лирическая природа его художественного дарования выразилась в другом.

“Вид Московского Кремля (со стороны Устьинского моста)” (1818 г.)

М.Н.Воробьев.Вид Московского Кремля (со стороны Устьинского моста).1818 г.
М.Н.Воробьев.Вид Московского Кремля (со стороны Устьинского моста).1818 г.

В 1818 году появилась большая картина художника “Вид Московского Кремля (со стороны Устьинского моста)”. Кремль писали многие отменные мастера, но произведения Воробьева заметно выделяются. Конечно не из-за документальной точности передачи храмов, башен и колоколен.

Художник представил кремлевский холм как чудо, отраженное в зеркале вод Москвы-реки, вознесенное будто самой природой над обыкновенным и заурядным. Нельзя не почувствовать восторг живописца перед неповторимой, созданной руками человека красотой Московского Кремля.

Художники и до Воробьева писали Кремль, но он нашел такую точку обзора, которая давала возможность представить древний ансамбль наиболее целостно. Линейная перспектива сменяется у него световоздушной — от этого пространство кажется бесконечно глубоким.

Воробьев был одним из первых в русском искусстве, кто “населил” улицы, площади, набережные горожанами с их повседневными заботами. Полощут женщины белье на отлогих берегах Москвы- реки, заняты нехитрым промыслом рыбаки, идут по своим делам прохожие. Такие простые приметы реальной жизни переданы живописцем с большой теплотой и любовью.

Изображения Петербурга

Творческая судьба художника была связана не только с Москвой, но и с новой столицей- Петербургом, который стал для него источником вдохновения.

М.Н.Воробьев. Восход солнца над Невой. 1830 г.
М.Н.Воробьев. Восход солнца над Невой. 1830 г.

“Вид Дворцовой набережной в Санкт-Петербурге” ( 1817 г.)

М.Н.Воробьев.Вид Дворцовой набережной в Санкт-Петербурге.1817 г.
М.Н.Воробьев.Вид Дворцовой набережной в Санкт-Петербурге.1817 г.

Картина Воробьева “Дворцовая набережная” получила такую популярность, что пейзажисту пришлось рисовать несколько вариантов.

В чем же секрет небывалого успеха произведения с изображением гранитной набережной Невы и рядом каменных дворцов? Вероятно, в том, что Воробьев открыл ускользающее от обычного взгляда очарование Дворцовой набережной в предрассветный час, неузнаваемо меняющий знакомый пейзаж.

Растворяются, теряют четкие очертания в лучах поднимающегося солнца каменные громады. Их торжественная череда, нарочито смещенная Воробьевым к правому краю картины, освобождает место для показа рассветного неба, для “легких и чистых”, как писали современники, “струй” Невы, впитавших краски наступающего утра.

Одному французу, изумленному игрой невских волн на полотне Воробьева, живописец объяснил, что он воплотил образ, вызванный музыкой великого Моцарта. Иностранец не понял художника. И тогда Воробьев взял в руки скрипку. Потрясенный человек признавался, что “никогда не предполагал столь тесной связи между музыкой и живописью”.

“Осенняя ночь в Петербурге” ( 1835 г.)

В пору творческой зрелости Воробьев написал картину “Осенняя ночь в Петербурге”. Когда смотришь на нее, понимаешь- этот художник настоящий поэт. Полотно нельзя назвать иначе как романтической балладой, посвященной прекрасному городу.

М.Н.Воробьев.Осенняя ночь в Петербурге. Пристань с египетскими сфинксами на Неве ночью. 1835 г.
М.Н.Воробьев.Осенняя ночь в Петербурге. Пристань с египетскими сфинксами на Неве ночью. 1835 г.

Работы в путешествиях

Воробьеву посчастливилось многое повидать. Огромное количество рисунков, акварелей, сепий привез он из путешествия в Палестину. В качестве рисовальщика участвовал в экспедиции графа В.М.Головнина в Китай. Глубокое впечатление произвела на него могучая и суровая стихия Байкала.

М.Н.Воробьев. Вид Иерусалима,1821 г.
М.Н.Воробьев. Вид Иерусалима,1821 г.
М.Н.Воробьев.Босфор. Вид на Константинополь.1829 г.
М.Н.Воробьев.Босфор. Вид на Константинополь.1829 г.

«Итальянский пейзаж» (1847 г.)

В 1844- 1846 годах в путешествии по Италии Воробьев сделал много зарисовок и этюдов в окресностях Рима и Палермо. И позже на их основе писал картины.

М.Н.Воробьев.Итальянский пейзаж.1847 г
М.Н.Воробьев.Итальянский пейзаж.1847 г

Морские пейзажи

Максим Воробьев одним из первых обратился к писанию морских пейзажей.

М.Н.Воробьев.Одесса.1832 г.
М.Н.Воробьев.Одесса.1832 г.
М.Н.Воробьев.Набережная Невы у Академии художеств. Вид пристани с египетскими сфинксами днем. 1835 г.
М.Н.Воробьев.Набережная Невы у Академии художеств. Вид пристани с египетскими сфинксами днем. 1835 г.

Значение творчества М.Н.Воробьева

И все же самые значительные произведения Воробьева связаны с Россией, с Петербургом.

Он был большим мастером архитектурного пейзажа, линейной и воздушной перспективы.

М.Н.Воробьев.Исаакиевский собор и памятник Петру I. 1844
М.Н.Воробьев.Исаакиевский собор и памятник Петру I. 1844 г.

Обращаясь к городским пейзажам, Воробьев стремился выразить в них настроение природы. Он писал город в разную погоду, в разное время суток в отличие от предшественников, коротые довольствовались таким состоянием природы, которое давало возможность лишь эффектно отобразить архитектурные формы.

40 лет жизни отдал Воробьев воспитанию русских художников. Благотворное влияние его педагогического таланта испытали знаменитые впоследствии живописцы: М.Лебедев, И.Айвазовский, братья Чернецовы, Л.Лагорио, А.Боголюбов, И.Шишкин.
Великолепно образованный, свободно владеющий несколькими языками, знаток и тонкий ценитель музыки и литературы, умный, доброжелательный к людям, Максим Никифорович Воробьев сумел сказать свое искреннее слово в искусстве и оставить большое наследие.

М.Н.Воробьев. Дуб, раздробленный молнией. Аллегория на смерть жены художника. 1842 г.
М.Н.Воробьев. Дуб, раздробленный молнией. Аллегория на смерть жены художника. 1842 г.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector