Высокая и поздняя готика в архитектуре Франции

Готическая архитектура Франции 13-15 века

Собор в Бурже
Собор в Бурже
Собор в Бурже.Франция

Готические соборы Франции: особенности строительства

На протяжении всего 13-го века развивалась колоссальная строительная деятельность по всему северу и северо-западу Франции. К концу столетия она начинает снова оживать и на юге.

Большие соборы в процессе постройки увековечили в неповторимых произведениях историю своего времени — переход от хаоса феодализма к мощной феодальной монархии.

Правда, можно привести многочисленные, часто граничащие с курьезами примеры крупных построек, начатых в XIII веке и законченных только в XVII веке с разными добавлениями, абсолютно противоположными по стилю. Причины этого следующие:

  • готические соборы были очень дорогими в строительстве
  • для возведения собора требовались тысячи рабочих и умелых мастеров для многолетней работы
  • технические возможности и расчеты не соответствовали амбициям архитекторов и заказчиков (допускались серьезные ошибки).

В 14-ом веке возникают новые архитектурные формы. В это время строятся многочисленные башни в стиле поздней «пламенеющей» готики. На старых больших постройках, однако, не добавляются новые завершения башен (за редкими исключениями, как, например, в Руане или на северной башне западного фасада Шартрского собора в 16-ом веке).

Они сохранили до нашего времени свой грозный вид крепости, значительно смягченный только в Реймсе и Амьене.

Рассмотрим подробнее соборы высокой готики Франции: Амьенский собор и Собор Святого Петра в Бове.

Амьенский собор

Амьенский собор. Франция
Амьенский собор. Франция
Барельефы Амьенского собора.Франция
Барельефы Амьенского собора.Франция

Последней крупной постройкой 13-го века является Амьенский собор. Он спроектирован и начат в 1220 году первым архитектором собора Робертом Люзарш, продолжен другими архитекторами и закончен в 1288 году. В дальнейшем работа продолжается только над башнями. По сравнению с немного более старым Реймсским собором эти приподнятые средний и боковые нефы являются техническим усовершенствованием.

Если над Парижем, Реймсом или Лионом работали «столетиями», то Амьен в его «совершенстве» является произведением готики, вышедшим, подобно цельной отливке, из рук одного мастера. Поэтому Амьену в истории его созидания недостает исторического и драматического элементов.

Виолле-ле-Дюк (французский архитектор 19-го века) называл Амьен «Парфеноном готики» — характерный взгляд для архитектора, который сам предпочтительно строил бы в готическом вкусе. В многочисленных эскизах, которые частично были небезынтересны в художественном отношении, Виолле-ле-Дюк пытался применить формы готической архитектуры к современным конструкциям из железа и кирпича (а также и к появившимся уже тогда железобетонным конструкциям). Занятый целиком своей обширной деятельностью в качестве «реставратора» и историка искусств, Виолле-ле-Дюк не осуществил ни одного из многочисленных тогда во Франции строительных заказов. Может быть, это было большой потерей для строительного искусства.

Амьенский собор является единственным собором, который можно рассматривать как реконструкцию, хотя и гениальную. Пропорциональность всех частей и деталей есть результат академического слияния строительного опыта Парижа и Реймса. Ей, однако, недостает той неповторяемости, которая отличает истинно высокое искусство.

Скульптура здесь также не является частью общего замысла. Многочисленные, хорошо продуманные и тщательно исполненные фигуры «украшают» постройку, но они кажутся позднейшими добавлениями. То же самое можно сказать относительно несколько малочисленных и робких украшений архитектурных деталей фасада.

Главному нефу, понятно, нельзя отказать в солидности и совершенстве пропорций; надо также отметить большое впечатление, производимое высотой главного нефа.

Амьенский собор стал самым высоким и большим готическим собором Франции (длина 145 м, высота 42,5 м).

Собор Святого Петра в Бове

Собор Святого Петра в Бове.Франция
Собор Святого Петра в Бове.Франция
В Соборе Святого Петра в Бове.Франция
В Соборе Святого Петра в Бове.Франция

Последним этапом в эволюции строительства 13-го века является собор в Бове. Его строительство началось в 1225 году. Колонны превратились здесь в стенные сегменты динамического поперечного сечения, несущие самый высокий готический свод в 48 м. Стены как тончайшее кружево из камня и стекла. Над всем этим «парит» на головокружительной высоте остроконечная крыша.

Фасады собора вообще не имеют башен. Снаружи здание выявляет структуру, затушеванную внутри: высокие контрфорсы тесным строем окружают здания, его подпирают подпружные арки.

Бове был резиденцией богатой гильдии ткачей. Его стенные ковры, вытканные оригинальным способом, конкурировали с парижскими, фландрскими и западно-швейцарскими художественными коврами. Поэтому и собор был построен без символов готовности к обороне, без крепостных атрибутов, без боевых башен.

Возможно также, что это связано с тем, что постройка началась в 1225 году, в 1272 году была почти закончена, а в 1290 году частично разрушилась (крыша оказалась слишком тяжелой). Строительство возобновили, укрепили столбы и контрфорсы. Руководителем восстановительных работ, закончившихся в 1347 году, был Энгеро ле Риш.

В 1569 году завершили возведение башни высотой 72 метра. И с 1569 по 1573 год собор в Бове был самой высокой постройкой не только Франции, но и мира. Однако в 1573 году высокая башня обрушилась. И собор по сей день остается без нефа и башни.

«Если бы не случилось этого несчастья, собор в Бове стал бы величайшим произведением готики», — полагает Камилл Энлар в «Истории искусств».

Пламенеющая поздняя готика Франции

Руанский кафедральный собор.Франция
Руанский кафедральный собор.Франция

В 14-ом веке волна строительства крупных шедевров медленно спадает. Она захватывает новые области архитектуры. Появляются жилой дом, городской дворец феодального князя, новые крупные крепостные постройки. Горожане строят городские ратуши с богато разукрашенной башней «бефруа» — символом готовности к обороне в средние века: монархия «разрешила» горожанам самим защищать свои права. Горожане, как раньше церкви, стремятся иметь свой символ власти — башню городской крепости.

В архитектуре возникает «пламенеющий» стиль, стиль поздней готической архитектуры. По существу, это внешнее изменение декоративного принципа одной строительной школы. Уделяется еще большее внимание украшениям зданий. Само строительное искусство становится слабосильным. Если готическая каменная резьба была бесконечным линейным делением, благодаря которому оконные арки превращались в сеть перекрещивающихся геометрических конфигураций, то «пламенеющая» каменная резьба получает три измерения. Все арки, все колонны и в первую очередь богато и элегантно оформленные теперь крыши башен покрываются каменными сетками и выступами.

Нагромождение мелких светотеневых эффектов покрывает прежние простые строгие линии конструкции. Уже на фронтонах и башенных крышах пилястров среднего этажа в Реймсе имеются подобные детали, очевидно, добавленные последним архитектором этого фасада Кубер де Куси. Аналогичные новообразования на башнях собора Парижской богоматери сделаны Виолле-ле-Дюком в 19-ом столетии.

Крыши башен потеряли мощь; они стали совсем сквозными, как кружево, и заканчиваются тонкими иглами. Они стали чисто декоративными.

Чем больше вырождается монументальное строительное искусство, тем больше узнаваемы имена архитекторов и художников. Было много споров по вопросу о неизвестности великих средневековых художников. Эмиль Маль в качестве угодника католицизма усматривает в этом доказательство великого смирения этих художников. Другие исследователи жалуются на хроников, непотрудившихся назвать мастеров (Сугерий и пр.).

Конечно, много пропало и документов; однако важнейшую причину надо искать в специфических условиях феодализма, когда слава принадлежала только могуществу оружия, только господину или князю церкви. Больше на славу не мог претендовать никто. То обстоятельство, что в начале 14-го столетия имена архитекторов неизменно называются и даже вырезаются в стенах построек (Париж, Амьен, Реймс), является указанием на перемену в общественном положении гильдейского мастера. В 14-ом веке в соборах даже погребают некоторых мастеров, часто добавлявших лишь маловажные детали. Раньше это право принадлежало только королям и князьям церкви. Следовательно, имеется свидетельство о том, что путь к верхним слоям феодального общества открывают уже не только рождение или военные подвиги.

Это первые признаки начинающегося внутреннего изменения и ослабления феодального строя во Франции.В архитектуре и изобразительном искусстве готика продолжает существовать, но уже в вырождающихся формах. И только отдельные произведения живописи и скульптуры отражают еще подлинное средневековое искусство.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector