На Руси технику эмали знали с глубокой древности (издавна она называлась финифтью). Ещё в эпоху Киевского государства финифть применяли при изготовлении церковной утвари, деталей парадного княжеского облачения, женских украшений, конской сбруи.
Содержание
Рязанский клад 12 века
В этой технике выполнены изображения на произведениях 12 века из знаменитого Рязанского клада, найденного в 1822 году. Крестьянин пахал поле и неожиданно увидел в земле полуистлевший кожаный мешок. А раскрыв его, обнаружил усыпанные драгоценнымии камнями массивные золотые украшения. Их зарыли, когда грозные орды Батыя приближались к Рязани. Но владельцы уже не вернулись за сокровищами. Драгоценности пролежали в земле почти 600 лет.
Среди предметов клада — подвески-колты, которые женщины Древней Руси прикрепляли к головному убору. Они поражают роскошной отделкой и необычайно крупными размерами: диаметр каждой — 12 сантиметров, вес — 400 граммов. Полые внутри, колты наполнялись ароматическими веществами.
На колтах Рязанского клада видим полуфигуры молодых князей Бориса и Глеба, живщих в 9 веке и вероломно убитых старшим братом, посягавшим на княжеский престол. Трагическая судьба юных князей вызвала особое почитание в народе.
Техника перегородчатой эмали
Изображения исполнены в технике перегородчатой эмали, требовавшей от ювелира высокого мастерства. Сначала на металле процарапывался рисунок, по контурам напаивались тонкие золотые перегородки, а образованные ячейки заполнялись слегка смоченным эмалевым порошком. Затем изделие несколько раз обжигали и тщательно полировали до тех пор, пока смоченную водой часть поверхности нельзя было отличить от сухой.
Древние изображения в технике перегордчатой эмали миниатюрны. При этом в них переданы даже такие детали, как зрачок глаза, мельчайший орнамент, складки одежды. Фигуры князей на колтах невелики по размеру, но их можно подробно рассмотреть. Борис и Глеб в княжеских одеждах: красных хитонах (длинных подвязанных рубахах), поверх накинуты темно-голубые плащи, застёгнутые на правом плече пряжкой-фибулой. На головах конусообразные княжеские шапки с белой опушкой.
Во времена монголо-татарского ига секрет создания перегородчатых эмалей был забыт. И всё же мастера-ювелиры продолжали использовать эмаль. В 14-15 веках она обычно служила фоном для резных или литых изображений.
Искусство эмали в 16 веке
В 16 веке при Иване IV Грозном и Борисе Годунове искусные ювелиры из разных концов Русской земли создавали в мастерских Кремля изделия, украшавшие придворный быт.
Евангелие Ивана Грозного 1571 г.
В 1571 году Иван Грозный готовился к свадьбе с Марфой Собакиной. Тогда же он приказал кремлевским ювелирам исполнить Евангелие и пожертвовал его в Благовещенский собор. Оклад книги украшен чеканными медальонами, крупными драгоценными камнями, а изящный сканный узор из тонкой золотой проволочки залит эмалью. Её изысканная цветовая гамма строится на сочетании нежных, светлых тонов: белого, зелёного и чрезвычайно богатого по оттенкам голубого- от интенсивного василькового, бирюзового до лилового. Подобноо сверкающим брызгам на орнаменте застыли вплавленные в эмаль золотые капельки зелени.
Искусство эмали в 17 веке
В 17 столетии на Руси закладывают основы новой светской культуры. Источником вдохновения для художника становится окружающий мир, природа.
Чаша 1653 г.
Шедевр мастеров этой эпохи — чаша, изготовленная в Золотой палате Московского кремля в 1653 году. Она напоминает фантастический полураспустившийся цветок, на каждом лепестке которого исполнен в технике эмали букет их трав. Чаша не раз меняла владельцев. Чёрная эмалевая надпись по верхнему краю — венцу — рассказывает о том, что она изготовлена по заказу главы русской церки патриарха Никона. От него перешла в дар царю Алексею Михайловичу. Позднее за важные дипломатические заслуги ею наградили князя Василия Васильевича Голицына. А когда Голицын, сторонник царевны Софьи, сестры Петра I, попал в опалу, чаша вновь вернулсь в царскую казну.
Внимательно рассматривая это изделие, можно узнать некоторые профессиональные секреты древнерусских мастеров. Золотой фон на чаше под прозрачным тонким слоем эмали ювелир покрыл резными штрихами и мелкими точками. Это создаёт красивую игру света на поверхности. А непрозрачная, или, как её называют, глухая, эмаль кладётся, наоборот, густым слоем, и орнамент становится выпуклым, рельефным.
Роспись по финифти. Мастера Сольвычегодска
В 17 веке русские ювелиры научились расписывать по финифти. Для этого использовали горячие эмалевые краски, разведённые на эфирных маслах или скипидаре.
Особенно хорошо овладели такой техникой мастера северного города Сольвычегодска, который тогда назывался Усольском. Они украшали чаши, чарки, стаканы, ларцы яркой многоцветной росписью по белоснежному фону. Любимыми орнаментами были пышные гирлянды, сплетённые из тюльпанов, ирисов, маков, ромашек, нарциссов. Есть и сюжетные изображения — обычно иллюстрации к библейским историям. Часто встречаются на усольских чашах сказочные персонажи: русалки, птица Сирин. А порой роспись представляет собой наивные зарисовки окружающего мира. Есть здесь и забавные изображения животных, которых не встретишь в средней полосе — например, жирафа, страуса. Художник явно заимствовал их из книжных иллюстраций и западно-европейских гравюрных листов, получивших хождение на Руси в 17 веке.
Эмалевые миниатюры 18 века
Творчество мастеров этого столетия, в частности, сольвычегодских, подготовило появление в 18 веке эмалевой миниатюры. Среди её жанров преобладал портрет, и не случайно. Петровская эпоха утверждала значение человеческой личности. В это время начала формироваться национальная школа портретной живописи.
Миниатюры исполнялись на меди, серебре и золоте. Металлическая пластина покрывалась слоем однотонной, обычно белой эмали и обжигалась несколько раз, пока не становилась ровной и гладкой. Нанесённую роспись покрывали фондоном — прозрачной стекловидной массой, предохраняющей живопись от царапин. А оборотную сторону пластины обязательно заливали контрэмалью, иначе из-за неравномерного охлаждения металла и эмали на поверхности могли образоваться трещины. При росписи эмальер применял технику пунктира: наносил краску точечными прикосновениями кисти. Это давало возможность передать тончайшие цветовые нюансы и светотень.
Художник- эмальер Мусикийский Г.С.
Создатель русской портретной миниатюры по эмали — Григорий Семёнович Мусикийский. Известно, что в 1710 году он числился живописцем Оружейной палаты, а спустя несколько лет назван в документах «финифтяных дел мастером». Сохранилось немало его работ. Среди них преобладают портреты Петра I, его жены Екатерины I, их детей, князя Меньшикова. Эмальеры никогда не писали с натуры, а повторяли известные живописные образцы. В Государственном Эрмитаже хранится потрет Петра I кисти Мусикийского, исполненный с оригинала известного художника Яна Купецкого. Петр изображён как государственный деятель-преобразователь на фоне основанной им новой северной столицы и русского флота. Красивое цветовое решение: чистые лазоревые и малиново-красные тона в сочетании с тёмными латами и белой горностаевой ментией создают насыщенную колористическую гамму.
Применение
Эмалевые миниатюры в 18 веке вставляли в кольца, медальоны, браслеты, помещали на табакерках, использовали для украшения предметов культа. И если в середине столетия финифть была яркая, сочная, то позднее ей на смену приходит двухцветная, исполненная в бело-серых или бело-голубых тонах — так называемая гризайль.
Ювелиры изобретали и новые декоративные приёмы. Мастера Великого Устюга покрывали поверхность медных блюд, кубков, чарок однотонной эмалью и вплавляли в неё серебряные рельефные накладки, которые отливали в специальных матрицах. Это могли быть букеты цветов, всевозможные гербы, дамы и кавалеры в пышных костюмах, мифологические сцены и пейзажи и даже целые города и крепости. На белом, голубом, синем, бирюзовом фоне изображения выглядели нарядно.
Гильошировка
В последней четверти 18 века была распространена гильошировка эмали. На поверхность металла наносили орнамент в виде лучей, звёзд, концентрических кругов, зигзагов, а сверху покрывали прозрачной эмалью. И она сверкала так, что могла соперничать с блеском драгоценных камней. Эту технику ювелиры использовали при создании изящных табакерок, вошедших тогда в моду и ставших неотъемлемой деталью костюма.
Искусство эмали в 19 веке
В 19 столетии мастера крупнейших русских ювелирных фирм использовали все приёмы эмальерного искусства и даже возродили давно забытые. В 1842 году открылась знаменитая ювелирная фабрика Густава Фаберже в Петербурге. Эмальерным делом занимались также фирмы Овчинникова, Сазикова, Хлебникова, Курлюкова, братьев Грачёвых, мастерские Тенишевой, Рюкерта. Массовое производство сделало очень популярными и распространенными изделия из эмали.
Конец 19- начало 20 века искусствоведы назвали «золотым веком» русской эмали.
В основном изготавливали предметы декоративного и подарочного назначения: различные виды посуды, столовые предметы и приборы, украшения (броши, заколки, серьги и т.п.), шкатулки, ручки для тростей, другие предметы домашнего обихода. Часто ювелирные изделия с эмалью делали по индивидуальному заказу и преподносились как уникальные оригинальные подарки на праздники и знаменательные даты. Очень ценил серебро с эмалями император Николай II, в его коллекции было много таких изделий.
Кроме того, русские мастера изобрели оконную эмаль. Особенно преуспели в ней фирмы Павла Овчинникова и Ивана Хлебникова. Стекловидной массой с большим содержанием воды заполняли ажурный сканый орнамент — и, затвердев, она смотрелась на просвет, подобно витражу. Обжигали её по многу раз, так как при охлаждении нередко получались провалы. Тут требовалось особое мастерство и осторожность. Но широкого распространения эта техника не получила: хрупкие изделия не могли служить практическим целям.
Обучение в Академии художеств
В конце 19 века при Академии художеств был создан специальный класс живописи по финифти, где эмальеры получали профессиональное образование. Причём работа их ценилась и оплачивалась выше, чем живописцев. К сожалению, имена мастеров почти не известны: они редко подписывали работы. Иногда имя оставляли на контрэмали, но на медальонах, вмонтированных в изделия, надпись прочесть нельзя.
Наряду с портретом в эмалевых миниатюрах представлены все жанры, существовавшие тогда в живописи. Даже историческая картина, хотя, казалось бы, камерный вид этого искусства не располагает к воплощению больших тем. В коллекции Оружейной палаты Московского Кремля хранится табакерка, на крышке которой изображена семья персидского царя Дария перед Александром Македонским. Создавая сложную многофигурную композицию, художник явно ориентировался на живописное полотно. Причём сумел мастерски скопировать его, потому что, судя по почерку, обучался в Академии художеств.
Искусство эмали в 20 веке
Эмаль привлекала и советских ювелиров. Славятся и сейчас расписные изделия фабрики «Ростовская финифть» в Ростове Ярославском. На предприятии «Русские самоцветы» (Петербург) эмалью по скани украшают чайные сервизы, различные столовые предметы. Феерия ярких, сверкающих красок радует нас в произведениях талантливых современных мастеров.