Якопо Робусти (Тинторетто): его живопись, картины, произведения

Якопо Робусти (Тинторетто): великий художник 16 века и его картины

Работы Тинторетто.Произведения Тинторетто

Якопо Робусти (Тинторетто) (1518 — 1594 гг) — знаменитый живописец венецианской школы.
Тинторетто жил в том же веке, что и известные венецианские художники, среди которых возвышались Тициан и Веронезе. От них он многое перенял. И творчество Тинторетто неразрывно связано с Венецией и с искусством Высокого Возрождения. Среди великих мастеров он особенно высоко ценил Микеланджело в рисунке и Тициана в колорите.

Молодые годы

Его прозвали в молодости Тинторетто, что в переводе означает “маленький красильщик” (от итальянского «тинторе»), потому что он был из бедной семьи красильщика и невысокого роста. Но его отличало от многих невероятная целеустремленность и большая работоспособность.

Недолго поучившись в мастерской знаменитого Тициана, юный Робусти в 20-летнем возрасте открывает свою мастерскую. В начале заказов было немного. Но убедившись, что молодой художник действительно мастер, клиентов становится больше. Юный живописец заимствует стиль у Микеланджела, а колорит сравним с Тицианом.

Тем не менее у страстной и темпераментной натуры Тинторетто был особенный почерк. Его грандиозные, полные экспрессии композиции с их необычными воздушными и светотеневыми эффектами по своему стилю и характеру невольно противостояли классически безупречным художественным образам той эпохи. Конечно в его картинах господствовали религиозные и библейские сюжеты, также как и темы из античной мифологии. Но в них проявилось нечто новое, связанное с развитием передовых демократических взглядов венецианского общества.

Тинторетто,Автопортрет.1547
Тинторетто. Автопортрет. 1547

Главная роль в полотнах художника отводилась не отдельной человеческой личности, а сообществу людей, объединенных одними чувствами и переживаниями. Эмоциональная приподнятость, душевная взволнованность, одухотворявшие в картинах Тинторетто и человека, и природу, были всегда присущи его творчеству. Это проявляется в построении живописного пространства, удлиненных пропорциях фигур с порывистыми движениями и жестами, а также в сложных ракурсах и позах действующих лиц. Они предстают то погруженными в глубокую светотеневую среду, где обретают особенную прозрачность и невесомость, то рельефно выделяются яркими цветовыми пятнами на фоне пейзажа или архитектуры.

“Чудо св.Марка” (1548 г.) 

Тинторетто.Чудо св.Марка.1548
Тинторетто.Чудо св.Марка.1548

Одна из ранних работ Тинторетто — “Чудо св.Марка”. Сюжетом ее послужила легенда о греческом рабе, который, ослушавшись хозяина пошел молиться на могилу св. Марка, за что был подвергнут пыткам. В центре композиции обнаженное тело раба, упавшего навзничь. Вокруг него бушует море людских страстей. С небес, обрушиваясь на толпу, стремительно слетает св.Марк. При его появлении в руках палача ломается орудие пытки. Пораженные страхом и удивлением перед чудом, мужчины, женщины и дети охвачены неистовым движением. Они образуют запутанный клубок человеческих тел, одетых в пестрые одежды. Сочный венецианский колорит картины, сопоставление синих и красных тонов, динамизм, драматическая экспрессивность сцены и ее пластическая мощь доставили Тинторетто широкую славу среди художников его времени.

“Омовение ног” (1547 г.) 

Тинторетто.Омовение ног.1548
Тинторетто.Омовение ног.1548

Тинторетто всегда был мастером контрастов. Таким он предстает перед зрителем в полотне “Омовение ног”, написанном в те же годы, что и “Чудо св.Марка”, но исполненном в иной художественной манере. По библейской легенде, Христос после долгого пути помогал мыть ноги своим старым и уставшим ученикам.

Тинторетто преобразил этот эпизод в эффектное, яркое, чисто венецианское зрелище. На огромной мраморной террасе изображены апостолы, снимающие запыленную одежду. Справа, перед святым Петром, опустившим ногу в кадку с водой, стоит на коленях Христос.

Однако не эти фигуры привлекают главное внимание, а необъятное и великолепное архитектурное пространство, пронизанное воздухом и залитое светом. Перспективно изображенные, бледно- розовые и голубоватые плиты мраморного пола уводят взгляд зрителя в глубину настолько. что создается иллюзия его “входа” в картину.

Этот эффект еще более возрастает, так как на заднем плане открываются новые, бесконечные дали — зеленоватая вода венецианской лагуны, где качается парусник и видны прозрачные, как мираж, белые здания, дворцы и сквозная легкая арка. Такого свободного, естественного и легкого пространственного дыхания не встречается даже в других полотнах мастера.

Расцвет творчества Тинторетто

Владение перспективой, особенно в изображении архитектурных мотивов, и создание глубинных “прорывов” в живописной плоскости картины — характерный прием художника Тинторетто. Это помогает ему передать фантастическую,иллюзорную среду, в которой людские толпы и отдельные фигуры выглядят вполне естественно.

“Похищение тела св.Марка” (1562-1566 гг.) 

Тинторетто.Похищение тела св.Марка.1562-1566
Тинторетто.Похищение тела св.Марка.1562-1566

В легенде о похищении тела св.Марка рассказывается о том, что венецианцы, отняв замученного святого у язычников, хотели похоронить его в Венеции. Площади св.Марка, с ее воздушными галереями и аркадами, придан в картине ирреальный и декоративный вид. В отблесках молний, бросающих с багрово-черного неба рассеянный и магический свет, площадь напоминает театральную сцену. На переднем плане разыгрывается драматическое действие: несколько мужчин подхватывает мертвое тело, чтобы положить его на оседланного верблюда.

Росписи для Дворца дожей в Венеции (1588- 1590гг) 

Тинторетто.Росписи для Дворца дожей в Венеции.1588- 1590
Тинторетто.Росписи для Дворца дожей в Венеции.1588- 1590

Тинторетто биография. тинторетто эпоха

 Кисти Тинторетто принадлежит также цикл декоративных полотен для Дворца дожей в Венеции, созданных в поздний период творчества. Мастер получил этот заказ после кончины своего друга Веронезе. Росписи поражают цветом, гибкими, как бы парящими в воздухе фигурами, красотой их пластической формы. Посвященные различным мифологическим сюжетам, связанным с прославлением морского могущества венецианской республики, они проникнуты поэзией и чувственной радостью жизни.

«Рай» (1588-1590 гг)

Тинторетто.Рай.1588-1590
Тинторетто.Рай.1588-1590

Эта знаменитая картина Тинторетто — монументальное полотно “Рай”  (размером 22 м*9 м), стала самой большой в мире масляной живописи. Венецианцы приветствовали великолепное произведение мастера.

Росписи в Братстве св.Роха (1565-1588 гг.) 

Тинторетто.Росписи в Братстве св.Роха.1565-1588
Тинторетто.Росписи в Братстве св.Роха.1565-1588

 

Тинторетто.Святой Рох во славе.
Тинторетто.Святой Рох во славе.1565

Страстная воля к воплощению новых идей и замыслов влекла художника к иным задачам, которые нашли выражение в цикле картин, заполнивших оба этажа “Братства св.Роха” — полурелигиозной — полублаготворительной общины, помогавшей неимущим и преследовавшей цели нравственного исправления людей. Между 1565 и 1588 годами Тинторетто выполнил ряд грандиозных по размеру живописных композиций, являющихся вехой не только в его творчестве, но и во всем итальянском искусстве 16-го столетия.

Все они написаны на темы христианских легенд, которым придан не столько религиозный, сколько глубоко человечный и жизненный смысл, раскрывающийся в характере и стиле живописного исполнения.

“Распятие” (1565 г) 

Тинторетто.Распятие.1565
Тинторетто.Распятие.1565

В одном из залов всю стену занимает огромное “Распятие” (свыше 5 метров в высоту и свыше 12 в длину), изображенное на фоне сумрачного, зеленовато — серого неба. Эту картину можно читать как литературное произведение или рассматривать как драматическое, театральное зрелище. Так много в ней жизни, движения, эпизодов и действующих лиц, связанных воедино поступками и намерениями, но ведущих в то же время обособленное друг от друга существование.

Вокруг распятого Христа толпы людей, охваченных различными переживаниями и чувствами: от глубокой печали до холодного равнодушия, от любопытства до отчаяния. Как красивы, мощны и выразительны по форме и цвету две симметрично расположенные мужские фигуры: одна, вонзающая в землю лопату — олицетворение крестьянского труда, и другая- с напряжением всех сил натягивающая веревки для поднятия креста, к которому пригвожден разбойник. Рассчитанная на эффект естественного освещения, картина оживает, когда на нее падают дневные и закатные лучи солнца.

Другие картины Братства св.Роха

Во всех грандиозных творениях  Тинторетто, написанных для этого “Братства”, главным героем выступает не отдельная личность, а народ. Иногда человеческая толпа теснится в тени высокого храма, в центре которого, подобно ярко- белой горящей свече, стоит перед судьей высокая и тонкая фигура Христа (”Христос перед Пилатом”), порой же людская масса заполняет передний план (”Моисей, иссекающий воду из скалы”) или присутствует, как на зрелище, в сцене “Крещения Христа”.

“Бегство в Египет”  ( 1582-1584 гг.)  

Тинторетто.Бегство в Египет.1582-1584
Тинторетто.Бегство в Египет.1582-1584

Подобно всем венецианским мастерам Тинторетто неизменно вводит в композиции изображения природы. Это не классические в своем трехплановом построении пейзажи, как в конце 15-го и середине 16-го веков. Сама природа в ее стихийности и движении занимает в картинах Тинторетто место, равное образу человека.

Как мрачно облачное небо, на фоне которого колышутся от ветра кроны деревьев и пальмы, смыкающиеся над узкой и быстрой горной рекой в “Бегстве в Египет”. Предгрозовым, вечерним настроением проникнута эта картина, оживленная лишь яркими и сочными красными одеждами Марии и Иосифа. Каким романтическим духом овеяна глубокая лесная чаща, где под сенью раздвоенного и как бы молящегося за нее дерева, сидит маленькая, освещенная каким-то внутренним светом, затерянная среди мощных древесных стволов фигура “Читающей Марии Магдалины”.

“Автопортрет” (1588 г) 

Тинторетто,Автопортрет.1588
Тинторетто. Автопортрет. 1588

Тинторетто уделял также много внимания портрету. Один из выдающихся образцов этого жанра его “Автопортрет”, где Тинторетто написал себя уже стариком. Исполненный в темных монохромных, почти черных тонах, он поражает внутренней силой и духовностью. Высокий лоб, седая борода, обрамляющая суровое, уставшее лицо с худыми впалыми щеками. Горящий, глубокий, проницательный взгляд говорит о мудром человеке, который прожил долгую интересную жизнь в трудах и заботах. Этот проникновенный психологический образ схож с портретами великого живописца Рембрандта.

Значение эпохи великого мастера

Тинторетто по праву признан одним из крупнейших мастеров Высокого и Позднего Ренессанса в Италии. Его полотна отличаются яркой эмоциональностью, световыми эффектами, театральными композициямии.

Он был известен не только как художник, но и как композитор и музыкант. В своем доме для друзей он проводил театрально — музыкальные вечера. Тинторетто ценили за острый ум, высокие моральные качества, бескорыстие, открытый характер. Многогранность и величие его таланта признавали и современники, и последующие поколения. Творчество мастера оставило яркий след в европейском искусстве.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector