Эрмитажное собрание икон включает уникальные древнерусские произведения новгородской, московской, псковской, ярославской школ и “северных писем”. Многие из них давно уже по достоинству оценены ценителями иконописи, специалистами и неоднократно вызывали оживленные научные дискуссии.
Содержание
Икона “Спас“
Эта икона начала 14-го века действительно производит сильное впечатление. Живопись построена на нескольких цветовых сочетаниях с преобладанием киновари и ярко-желтой. Ассиметричные черты лика, высоко поднытые брови, крупные глаза придают образу неповторимость. “Художник от сохи”- так назвал неизвестного автора Ф.А.Каликин, известный реставратор Эрмитажа, раскрывший древнюю живопись от слоя записей и потемневшей олифы.
Новгородская школа
Икона “Никола (краснофонный)”
Этот памятник древнерусской новгородской школы живописи 14-го века пользуется широкой известностью. Его обычно называют “краснофонным” за яркий киноварный фон, хорошо сочетающийся с желтым нимбом и голубовато- зелеными одеждами. икона вывезена экспедицией Эрмитажа в 1960 году из деревянной церкви села передки недалеко от Боровичей.
Псковская школа
Икона “Богоявление”
Эта псковская икона начала 14-го века интересна отступлением от иконографических канонов и необычно сдержанным колоритом. Своеобразие приемов исполнения свидетельствует, что мастер привык работать скорее в фресковой живописи, нежели в иконописании.
Московская школа
Эта школа представлена многими интересными произведениями древнерусской живописи.
“Богоматерь”
На этой иконе 15-16 веков изображена Богоматерь в позе предстояния. Фигура удлиненная. Уступчатыми складками спадает вишнево- коричневая одежда, украшенная широкой каймой с золоченым орнаментом.
“Великомученик Георгий, с житием“
Из житийных икон начала 16-го века интересен Георгий-воин в богатых доспехах, с копьем, мечом и нарядным щитом. Клейма со сценами жития вокруг фигуры напоминают изящные миниатюры.
Икона из Кашина: “Спас Нерукотворный. Христос во гробе“
Редкой композицией отличается эта икона начала 16-го века. В верхней части ее “Спас нерукотворный” — лик Христа на белом убрусе. В нижней — композиция “Не рыдай мене, мати”- прислоненная к кресту обнаженная полуфигура мертвого Христа с предстоящими ему Богоматерью и Иоанном Богословом. В этой иконе, связанной с искусством Поволжья, прослеживаются тверские иконописные традиции более раннего времени.
Живопись Севера “Северные письма”
Самая интересная и многочисленная в Эрмитаже группа икон представляет живопись русского Севера. И это не случайно. Экспедиции музея по сбору памятников старины работали в 50-60-е годы главным образом в северных окраинах европейской части СССР. Они побывали на берегах Северной Двины, Онеги, Белого моря, в Карелии, на Кольском полуострове, обследовали многие храмы 18-19-х веков, которые как правило,сооружались на местах более древних церквей, и поэтому здесь удалось обнаружить ранние памятники искусства.
Они сложились под влиянием и/или прямым воздействием традиций крупных художественных центров, имеют черты местного своеобразия. самые ранние из них датируются 14-м веком. Они происходят с погоста Вазенцы, расположенного в той части реки Онеги, которая издревле была заселена новгородцами. Все четыре иконы воспринимаются как часть единого целого: одинаковой высоты, продолговатые, грубо рубленные, с поясными изображениями святых. Они находились, видимо, в прямоличном (фронтальном) деисусном чине и были написаны одним мастером. Более широкая с образом Христа располагалась в центре. К ней примыкали в ряд ”Апостол Петр”, “Никола”, “Илья”. Лики святых с характерным резким, угловатым очерком глаз и носа выполнены уверенно и энергично. На губах яркая киноварь. Много орнаментов: в одеждах, нимбе, атрибутах, около надписей. Тексты написаны древним уставом: буквы двойного контура, напоминающие старинные рукописи.
Иконы Лядины. “Чудо Георгия о змие”
Большая группа древнерусских икон обнаружена в погосте Лядины (Каргополье). Сходство между ними так велико, что можно с уверенностью говорить об одной мастерской и даже одном мастере. Так, живописец, создавший лаконичную композицию “Чудо Георгия о змие” на выносной двухсторонней иконе 16-го века, повторяет ее на другой иконной доске, но в более крупном масштабе.
“Огненное восхождение пророка Ильи”
Северные иконописцы порой довольно свободно обращались с иконографией, по-своему передавая традиционные сюжеты и образы. Они вводили в основные сцены совершенно самостоятельные фигуры святых, совмещали разные по содержанию изображения. В композицию “Огненное восхождение пророка Ильи” начала 17 века неожиданно включен образ Николы. Художник написал сразу двух святых, особо почитаемых в народе,- Илью, оберегавшего от непогоды, и Николая Чудотворца — исцелиталя.
“Флор и Лавр на конях”
Это необычная икона того же времени. Тип святых коневодов сходен с каноничным изображением святых князей Бориса и Глеба на конях.
Особенность иконописи Севера: связь с прикладным искусством
Это характерно для северных икон. И проявляется такая особенность, например, в заполнении иконных полей рамками с орнаментом. В иконе из Кирилло- Белозерского монастыря орнаментация имитирует богатый серебряный с чернью оклад. На ней представлен выразительный образ “Иоанна Богослова в молчании” с ангелом, олицетворяющим “святой дух”, символ премудрости. Надпись на обороте сообщает, что икону написал “многогрешный чернец Нектарий Кулюскин” в 1679 году.
Особенно декоративна икона “Илия в пустыне” с реки Онеги. Свободное пространство вокруг пророка сельский живописец заполнил фантастическими горками и деревьями в виде черных кустов с белыми и красными пятнышками.
“Апостолы Петр и Павел”
Этот шедевр древнерусской живописи был вывезен из села Мондина на Онеге. Из пространной надписи на ее тыльной стороне можно узнать, что произведение создано в 1708 году мастером- жителем села Мудьюг Феоктистом Климентовым, а заказчиками были местные жители- мудьюжанин Лазарь Иродионов и житель Мондино Богдан Прокопьевич Дятлев. Интересно решены позем (земля) и фон иконы. На поземе тщательно выписаны кусты стилизованных цветов с длинными переплетающимися листьями, схожие с заставками поморских рукописей начала 18-го века. Четкий графический орнамент нижней части иконы контрастирует с живописным фоном из кустиков, сделанных свободным мазком.
Лаконизмом и архаичностью икон Севера
Каждая школа древнерусской иконописи имела свои особенности. Многие северные иконы отличаются предельным лаконизмом и архаичностью. Таково нарядное с тяжелыми, застывшими, грубоватыми формами “Сошествие во ад” из Воскресенской церкви села Вашина Ленинградской области и оттуда же “Огненное восхождение пророка Ильи”, привлекающее наивным, ярко раскрашенным рисунком.
Непосредственностью трактовки сюжета с немногими персонажами и пространными надписями отличается “Зосима и Савватий соловецкие чудотворцы”. Святые изображены в рост у монастыря. Вокруг них расположены 14 житийных клейм. Все три произведения поздние, конца 17-18-го века, но они не кажутся инородными среди более ранних “северных писем”, так как в отдаленных окраинах Древней Руси особенно долго сохраняли старые традиции.
Древнерусские иконы в Эрмитаже
По древнерусским шедеврам можно проследить, как развивалось искусство и иконопись.
Большая и трудоемкая работа по сбору, реставрации и изучению памятников древнерусской живописи ведется в Эрмитаже постоянно. Одни их них украшают экспозиции музея, другие — на рестраврации, третьи находятся в запасниках, из которых произведения попадают на выставки.