Древнерусская живопись, иконы в Эрмитаже

Шедевры древнерусской живописи. Иконы Эрмитажа

Древнерусская живопись.Пророки Иеремия и Аввакум.конец 15 в

Эрмитажное собрание икон включает уникальные древнерусские произведения новгородской, московской, псковской, ярославской школ и “северных писем”. Многие из них давно уже по достоинству оценены ценителями иконописи, специалистами и неоднократно вызывали оживленные научные дискуссии.

Икона “Спас” 

Эта икона начала 14-го века действительно производит сильное впечатление. Живопись построена на нескольких цветовых сочетаниях с преобладанием киновари и ярко-желтой. Ассиметричные черты лика, высоко поднытые брови, крупные глаза придают образу неповторимость. “Художник от сохи”- так назвал неизвестного автора Ф.А.Каликин, известный реставратор Эрмитажа, раскрывший древнюю живопись от слоя записей и потемневшей олифы.

Спас оплечный.Начало 14 века
                 Спас оплечный.Начало 14 века

   Новгородская школа 

    Икона “Никола (краснофонный)” 

Этот памятник древнерусской новгородской школы живописи 14-го века пользуется широкой известностью. Его обычно называют “краснофонным” за яркий киноварный фон, хорошо сочетающийся с желтым нимбом и голубовато- зелеными одеждами. икона вывезена экспедицией Эрмитажа в 1960 году из деревянной церкви села передки недалеко от Боровичей.

Никола (краснофонный).Новгородская школа.Нач.14 века
Никола (краснофонный).Новгородская школа.Нач.14 века    

Псковская школа   

Икона “Богоявление”

Эта псковская икона начала 14-го века интересна отступлением от иконографических канонов и необычно сдержанным колоритом. Своеобразие приемов исполнения свидетельствует, что мастер привык работать скорее в фресковой живописи, нежели в иконописании.

Богоявление.Псковская школа.Нач.14 века
           Богоявление.Псковская школа.Нач.14 века 

Московская школа 

Эта школа представлена многими интересными произведениями древнерусской живописи.

“Богоматерь” 

На этой иконе 15-16 веков изображена Богоматерь в позе предстояния. Фигура удлиненная. Уступчатыми складками спадает вишнево- коричневая одежда, украшенная широкой каймой с золоченым орнаментом. 

Богоматерь. Московская школа. Конец 15- начало 16 в.
   Богоматерь. Московская школа. Конец 15- начало 16 в.

Великомученик Георгий, с житием

Из житийных икон начала 16-го века интересен Георгий-воин в богатых доспехах, с копьем, мечом и нарядным щитом. Клейма со сценами жития вокруг фигуры напоминают изящные миниатюры.   

Великомученик Георгий, с житием.Начало 16 в.
        Великомученик Георгий, с житием.Начало 16 в.

Икона из Кашина: Спас Нерукотворный. Христос во гробе

Редкой композицией отличается эта икона начала 16-го века. В верхней части ее “Спас нерукотворный” — лик Христа на белом убрусе. В нижней —   композиция “Не рыдай мене, мати”- прислоненная к кресту обнаженная полуфигура мертвого Христа с предстоящими ему Богоматерью и Иоанном Богословом. В этой иконе, связанной с искусством Поволжья, прослеживаются тверские иконописные традиции более раннего времени.

Икона_Спас Нерукотворный. Христос во гробе.Нач.16 века
      Спас Нерукотворный. Христос во гробе.Нач.16 века

    Живопись Севера “Северные письма” 

Самая интересная и многочисленная в Эрмитаже группа икон представляет живопись русского Севера. И это не случайно. Экспедиции музея по сбору памятников старины работали в 50-60-е годы главным образом в северных окраинах европейской части СССР. Они побывали на берегах Северной Двины, Онеги, Белого моря, в Карелии, на Кольском полуострове, обследовали многие храмы 18-19-х веков, которые как правило,сооружались на местах более древних церквей, и поэтому здесь удалось обнаружить ранние памятники искусства.

    Они сложились под влиянием и/или прямым воздействием традиций крупных художественных центров, имеют черты местного своеобразия. самые ранние из них датируются 14-м веком. Они происходят с погоста Вазенцы, расположенного в той части реки Онеги, которая издревле была заселена новгородцами. Все четыре иконы воспринимаются как часть единого целого: одинаковой высоты, продолговатые, грубо рубленные, с поясными изображениями святых. Они находились, видимо, в прямоличном (фронтальном) деисусном чине и были написаны одним мастером. Более широкая с образом Христа располагалась в центре. К ней примыкали в ряд ”Апостол Петр”, “Никола”, “Илья”. Лики святых с характерным резким, угловатым очерком глаз и носа выполнены уверенно и энергично. На губах яркая киноварь. Много орнаментов: в одеждах, нимбе, атрибутах, около надписей. Тексты написаны древним уставом: буквы двойного контура, напоминающие старинные рукописи.

    Иконы Лядины. “Чудо Георгия о змие”

    Большая группа древнерусских икон обнаружена в погосте Лядины (Каргополье). Сходство между ними так велико, что можно с уверенностью говорить об одной мастерской и даже одном мастере. Так, живописец, создавший лаконичную композицию “Чудо Георгия о змие” на выносной двухсторонней иконе 16-го века, повторяет ее на другой иконной доске, но в более крупном масштабе.

Чудо Георгия о змие.Северные письма.17 век
        Чудо Георгия о змие.Северные письма.17 век

    “Огненное восхождение пророка Ильи” 

    Северные иконописцы порой довольно свободно обращались с иконографией, по-своему передавая традиционные сюжеты и образы. Они вводили в основные сцены совершенно самостоятельные фигуры святых, совмещали разные по содержанию изображения. В композицию “Огненное восхождение пророка Ильи” начала 17 века неожиданно включен образ Николы. Художник написал сразу двух святых, особо почитаемых в народе,- Илью, оберегавшего от непогоды, и Николая Чудотворца — исцелиталя.

Икона Огненное Восхождение Ильи Пророка. 17 век
        Огненное Восхождение Ильи Пророка. 17 век

    “Флор и Лавр на конях” 

Это необычная икона того же времени. Тип святых коневодов сходен с каноничным изображением святых князей Бориса и Глеба на конях.

Флор и Лавр на конях.17 век
                   Флор и Лавр на конях.17 век

    Особенность иконописи Севера: связь с прикладным искусством

    Это характерно для северных икон. И проявляется такая особенность, например, в заполнении иконных полей рамками с орнаментом. В иконе из Кирилло- Белозерского монастыря орнаментация имитирует богатый серебряный с чернью оклад. На ней представлен выразительный образ “Иоанна Богослова в молчании” с ангелом, олицетворяющим “святой дух”, символ премудрости. Надпись на обороте сообщает, что икону написал “многогрешный чернец Нектарий Кулюскин” в 1679 году.

Иоанн Богослов в молчании.1679 г
                 Иоанн Богослов в молчании.1679 г

      Особенно декоративна икона “Илия в пустыне” с реки Онеги. Свободное пространство вокруг пророка сельский живописец заполнил фантастическими горками и деревьями в виде черных кустов с белыми и красными пятнышками. 

Илия Пророк в пустыне.Нач.16 века
                  Илия Пророк в пустыне.Нач.16 века

    “Апостолы Петр и Павел”

    Этот шедевр древнерусской живописи был вывезен из села Мондина на Онеге. Из пространной надписи на ее тыльной стороне можно узнать, что произведение создано в 1708 году мастером- жителем села Мудьюг Феоктистом Климентовым, а заказчиками были местные жители- мудьюжанин Лазарь Иродионов и житель Мондино Богдан Прокопьевич Дятлев. Интересно решены позем (земля) и фон иконы. На поземе тщательно выписаны кусты стилизованных цветов с длинными переплетающимися листьями, схожие с заставками поморских рукописей начала 18-го века. Четкий графический орнамент нижней части иконы контрастирует с живописным фоном из кустиков, сделанных свободным мазком.

Апостолы Петр и Павел.1708 г
                  Апостолы Петр и Павел.1708 г

    Лаконизмом и архаичностью икон Севера

     Каждая школа древнерусской иконописи имела свои особенности. Многие северные иконы отличаются предельным лаконизмом и архаичностью. Таково нарядное с тяжелыми, застывшими, грубоватыми формами “Сошествие во ад” из Воскресенской церкви села Вашина Ленинградской области и оттуда же “Огненное восхождение пророка Ильи”, привлекающее наивным, ярко раскрашенным рисунком.

Сошествие во ад, с праздниками и сценами Стратсей в 24 клеймах.1630 г
Сошествие во ад, с праздниками и сценами Страстей в 24 клеймах.1630 г

    Непосредственностью трактовки сюжета с немногими персонажами и пространными надписями отличается “Зосима и Савватий соловецкие чудотворцы”. Святые изображены в рост у монастыря. Вокруг них расположены 14 житийных клейм. Все три произведения поздние, конца 17-18-го века, но они не кажутся инородными среди более ранних “северных писем”, так как в отдаленных окраинах Древней Руси особенно долго сохраняли старые традиции.

     Древнерусские иконы в Эрмитаже

По древнерусским шедеврам можно проследить, как развивалось искусство и иконопись.

Большая и трудоемкая работа по сбору, реставрации и изучению памятников древнерусской живописи ведется в Эрмитаже постоянно. Одни их них украшают экспозиции музея, другие — на рестраврации, третьи находятся в запасниках, из которых произведения попадают на выставки.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector