Знаменитые картины художника-импрессиониста Эдгара Дега

Художник- импрессионист Эдгар Дега и его картины

Эдгар Дега.Танцовщицы в розовом.1885 г.

Эдгар Дега (1834 — 1917 гг.)- величайший французский художник конца 19 — начала 20 века. Его шедевры хранят мировые и знаменитые собрания живописи. И до сих пор он остается фигурой во многом необъяснимой и загадочной. Почти ничего не известно о его частной жизни. Сохранилось лишь несколько писем художника. Дега, замкнутость характера которого стала почти легендой, вел уединенную жизнь в столичной парижской сутолоке, не ища выгодных заказов, успеха у публики и шумной рекламы. Он всю жизнь отдал искусству. “Как француз и парижанин, Дега страстно любил жизнь и современность, и в то же время, как собрат Монтеня, Паскаля и Вольтера, он был предрасположен к одиночеству скептика, к спокойной и насмешливой созерцательности мудреца”, — сказал о художнике один из исследователей его творчества.

Эдгар Дега.Автопортрет.1858 г.
Эдгар Дега.Автопортрет.1858 г.

Юность Дега

Дега родился в Париже 19 июля 1834 года в аристократической семье. Его отец- крупный банкир и человек широко образованный- рано познакомил сына с искусством, сокровищами Лувра, ввел в круг художников и знаменитых парижских коллекционеров. Это конечно не означало, что Дега готовили к карьере художника. Знакомство с искусством было обязательной частью светского образования. А самого Эдгара, как это подобало выходцу из аристократического семейства, определили в юридическую школу. Но надо было обладать смелостью и решительностью, чтобы нарушить традицию, непреложную для людей его круга. Молодой человек сумел остаться верным призванию: он покидает юридическую школу ради Школы изящных искусств.

Обучение в школе искусств

Учась в студии Луи Ламота, любимого ученика и последователя великого французского художника Энгра, юный Дега очутился в среде почитателей искусства античности. Он постиг в лучших традициях классицизма строгость рисунка, внимание к предметной форме. Природное влечение к изобразительной ясности и четкости оказалось близко творческим правилам Энгра. “Делайте рисунки, молодой человек, много рисунков по памяти и с натуры, и тогда вы станете большим и благородным художником”- напутствовал молодого художника великий мастер.

Подлинное искусство, по мнению Дега, могло победить пошлость и фальшь салонной живописи, сохранив связь с реалистическими достижениями прошлого. У него не было рабского преклонения и страха перед традицией. И поэтому не случайно произведения художника заняли впоследствии достойное место в крупнейших музеях мира рядом с полотнами его великих учителей — Пьеро делла Франческа, Тициана, Вермера, Веласкеса, Ватто, Шардена, Гойи, Домье.

У Эдгара Дега был свой стиль, свои творческие взгляды и принципы, выработанная за долгие годы жизни. “Все, что я делаю, есть результат обдумывания и изучения старых мастеров; о вдохновении, непосредственности и темпераменте я ничего не знаю. Нужно копировать и снова копировать старых мастеров. Только когда вы докажете, что вы хороший копиист можно будет позволить вам написать редиску с натуры.”

Эдгар Дега.Портрет итальянца 1856 г.
Эдгар Дега.Портрет итальянца.1856 г.

Обучение в Италии

Сам художник сразу же после окончания обучения едет в Италию изучать классическое искусство Беллини, Мантеньи, Карпаччо, Боттичелли… Путевые альбомы заполнены десятками зарисовок, набросков с картин. Школу мастерства художник постигал всю жизнь. До нашего времени сохранились 32 альбома с зарисовками произведений мастеров Возрождения и 17-19-х веков.

Из путешествия по Италии художник возвращается в Париж уже зрелым мастером.

Эдгар Дега.Портрет молодой женщины по Бакчакка 1859 г.
Эдгар Дега.Портрет молодой женщины по Бакчакка.1859 г.

Портреты Дега

Поначалу мастер много внимания уделяет портретному жанру. Один из его ранних шедевров — “Семья Беллели”. На картине Дега запечатлел своих родственников. Сочетание изысканных серебристых, голубоватых и черных тонов, строгость поз аристократически сдержанных моделей могли легко превратиться в холодное изящество и благопристойность светского портрета, но это не случилось. Тонкий вкус Дега удерживал его от тривиальности.

Эдгар Дега.Семейство Беллели.1858—1867 гг.
Эдгар Дега.Семейство Беллели.1858—1867 гг.
Эдгар Дега. Сестры Беллели. 1862-1864 гг.
Эдгар Дега. Сестры Беллели.1862-1864 гг.

Стиль демократизма в картинах Дега

Более всего Дега ненавидел “модную красоту” в живописи и в лицах, уничтожавшую все неповторимое, не соответствующее светскому вкусу. Не без иронии признается он в одном из сонетов (Дега оставил несколько десятков прекрасных стихотворений) в “испорченности собственного вкуса”. Приветствуя молодую балерину, он написал: “Но пусть не зная бед, и в золотых дворцах она хранит хоть след (увы, таков мой вкус!) от уличного детства”.

В исторических картинах, созданных под воздействием академических традиций, он изображал античных героинь с лицами девчонок из парижских предместий (”Спартанские девушки вызывают на состязание юношей”). Но ни о какой отвлеченности и идеальности не могло быть и речи в портретах современников.

Эдгар Дега.Спартанские девушки вызывают на состязание юношей. 1860 г.
Эдгар Дега.Спартанские девушки вызывают на состязание юношей. 1860 г.

Демократизм искусства Дега, обусловленный вниманием к жизни разных слоев французского общества, стал его озознанной художнической позицией. Слащавой красивости салонной живописи он противопоставлял красоту, присущую будничным явлениям жизни. Поиски характерного привели Дега к отказу от статичности композиций, к попыткам через ассиметрию построения, неожиданность ракурсов передать живое ощущение реальности.

Остановленное мгновение, характерное для картин импрессионистов, присуще и живописи Дега. Стремительность движения персонажей в картине “Площадь согласия” напоминает кинокадр. Недаром один из величайших кинорежиссеров 20-го века , С.Эйзенштейн, вспоминал в своей работе “История крупного плана” о “несравненных композициях Эдгара Дега”.

Эдгар Дега.Площадь Согласия.1875 г.
Эдгар Дега.Площадь Согласия.1875 г.

Новаторский метод в творчестве

Дега писал:

Необходимо переделывать один и тот же сюжет по десять, по сто раз. Ничто в искусстве, даже движение, не должно походить на случайность.

Метод работы мастера своеобразен. В отличие от большинства импрессионистов, которые главным считали работу с натуры, основным правилом Дега было “наблюдать не рисуя, а рисовать не наблюдая”.

На основе огромного количества зарисовок по памяти он творил произведения, переводя найденное решение на кальку, многократно повторяя и меняя жесты персонажей и выискивая их главные особенности. Поэтому так убедительно переданы профессиональные жесты его героев- жокеев и гладильщиц, балерин и прачек.

Многочисленные серии работ художника — постоянное уточнение однажды найденного.

Эдгар Дега.Гладильщицы.1884 г.
Эдгар Дега.Гладильщицы.1884 г.

Скачки в работах Дега

В одном из своих сонетов Дега воспел балет и скачки — излюбленные темы многих произведений графики и живописи.

В сценах скачек художник представляет не эпизоды блестящей светской жизни или сами состязания. По существу, они являются для него предлогом, чтобы запечатлеть разнообразие отработанных тренировкой движений лошадей, выявить их пластическую красоту.

Эдгар Дега.На скачках.1872 г.
Эдгар Дега.На скачках.1872 г.
Эдгар Дега.Скачки перед трибунами.1872 г.
Эдгар Дега.Скачки перед трибунами.1872 г.

Балет и танцовщицы

Тяжелую работу балерин, упорные, изматывающие репетиции, чаще чем празднество спектакля изображал Дега в пастелях и рисунках. Не царицы сцены, а усталые ее поденщицы смотрят с полотен мастера. Струящийся свет рампы, полупрозрачный ореол балетных пачек с резким контрастом — сильные, даже грубые мускулистые ноги, простолюдные лица “нимф” и “сильфид”.

Отношение Дега к “богиням сцены”, его даже насмешливое восхощение ими звучит и в сонетах:

Пляшите, красотой не обольщая модной,

Пленяйте мордочкой своей простонародной,

Чаруйте грацией с бесстыдством пополам,

Вы принесли в балет бульваров обаянье,

Отвагу, новизну. Вы показали нам,

Что создают цариц лишь грим да расстоянье.

Эдгар Дега.Звезда. Танцовщица на сцене.1878 г.
Эдгар Дега.Звезда. Танцовщица на сцене.1878 г.
Эдгар Дега.Зеленая танцовщица.1879 г.
Эдгар Дега.Зеленая танцовщица.1879 г.

Картина “Голубые танцовщицы”

Худенькими девочками с торчащими лопатками на спине прибегают танцовщицы Дега на сцену, и торжественные заученные улыбки уже начинают играть на их личиках. И хотя профессиональные навыки часто подчиняют себе индивидуальность моделей, художник никогда не подчеркивает их калечащее влияние на человека, деформирующее его личность. Свет рампы, звуки музыки одухотворяют танцовщиц, движения балерин становятся не вульгарными, а пленительными. Загадочно темнеют глаза. Легкие, колеблющиеся, нервные штрихи пастели мерцают и искрятся.

Художник подчиняется колдовству сцены, восхищаясь красотой зрелища, возникающего перед ним. И забывает, что “создают цариц лишь грим да расстоянье”. Рука мастера рождает шедевр, поражающий тончайшей гармонией линий, цвета, света и жестов. Речь идет о “Голубых танцовщицах”, которые являются гордостью собрания Государственного музея А.С.Пушкина (г.Москва).

Эдгар Дега. Голубые танцовщицы. 1897 г.
Эдгар Дега. Голубые танцовщицы. 1897 г.

Кабаре и дно жизни в картинах Дега

Дега воплотил в своих произведениях не только любимый мир классического балета, но и мир дешевых парижских эстрад и кабаре. Портреты певиц и посетителей увеселительных заведений порой трагичны по характеристике, но человечны. Ночной Париж, увиденный глазами городского человека и запечатленный в произведениях Дега стал новой страницей в мировой живописи.

Эдгар Дега.Певица с перчаткой.1878 г.
Эдгар Дега.Певица с перчаткой.1878 г.
Эдгар Дега.Кафе-концерт в Амбассадоре.1877 г.
Эдгар Дега.Кафе-концерт в Амбассадоре.1877 г.

Картина “Абсент”

В картинах на темы жизни “дна” Дега остается сторонним свидетелем. У него нет горькой насмешки или иронии. Лишь в одном произведении он отступил от обычной беспристрастности. Опустошенность, безысходность, падение, страшное ощущение одиночества двух людей, сидящих вместе, но потерявших интерес друг к другу и ко всему окружающему, пронизывают ее. Сочетания перламутровых, желтовато-серых, розовых и глубоких коричневых тонов выявляют скрытый драматизм произведения. “Абсент” — назвал эту работу Дега.

Эдгар Дега. В кафе (Абсент).1876 г.
Эдгар Дега.В кафе (Абсент).1876 г.

Особенность творчества Эдгара Дега

“Погода была серой, но в этом сером было больше перламутра, чем шифера”, — писал как-то художник в одном из посланий другу. Дега обладал удивительной способностью показать “перламутр” там, где другие видели лишь “шифер”. Художник находил прекрасное в самом непритязательном, одухотворяя любое проявление жизни. Поэтому любовью к человеку, истинным гуманизмом, высочайшим художественным совершенством проникнуто каждое его произведение.

Конечно в нашей статье мы не рассказали о многих картинах Эдгара Дега. Его творчество такое широкое и многогранное! Предлагаем посмотреть другие знаменитые картины художника:

Эдгар Дега. Хлопковая контора в Новом Орлеане.1873 г.
Эдгар Дега. Хлопковая контора в Новом Орлеане.1873 г.
Эдгар Дега.Две танцовщицы выходят на сцену.1878г
Эдгар Дега.Две танцовщицы выходят на сцену.1878 г.
Эдгар Дега.Танцевальный класс.1874 г.
Эдгар Дега.Танцевальный класс.1874 г.
Эдгар Дега.Четыре танцовщицы.1902г
Эдгар Дега.Четыре танцовщицы.1902 г.
Эдгар Дега.Танцовщица и тамбурин.1897 г.
Эдгар Дега.Танцовщица и тамбурин.1897 г.
Эдгар Дега.Танцовщицы за кулисами.1901 г.
Эдгар Дега.Танцовщицы за кулисами. 1901 г.
Эдгар Дега.Мисс Ла-Ла в цирке Фернандо.1879 г.
Эдгар Дега.Мисс Ла-Ла в цирке Фернандо.1879 г.
Эдгар Дега. Причёсывающаяся женщина.1885 г.
Эдгар Дега. Причёсывающаяся женщина.1885 г.
Эдгар Дега.Ванна.1886 г.
Эдгар Дега.Ванна.1886 г.
Эдгар Дега.Женщины на террасе кафе.1877г
Эдгар Дега.Женщины на террасе кафе.1877 г.
Эдгар Дега.В кафе.1877 г.
Эдгар Дега.В кафе.1877 г.
Эдгар Дега.Модистки.1882 г.
Эдгар Дега.Модистки.1882 г.
Эдгар Дега.У модистки.1883 г..
Эдгар Дега.У модистки.1883 г.
Эдгар Дега.Пейзаж у моря.1898 г.
Эдгар Дега.Пейзаж у моря.1898 г.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector