В искусстве разных времен и народов немало произведений, главными героями которых стали животные. Среди этих изображений особое место принадлежит красивейшему существу, одному из первых прирученных человеком,- лошади.
Содержание
Образ лошади в искусстве
Неудивительно, что в русском фольклоре, народном искусстве, литературе, живописи и скульптуре часто встречается этот образ. Большое значение имело гордое и умное животное в жизни людей. Лошадь- кормилец, верный друг и помощник. Она же- одно из удивительнейших созданий на земле по совершенству пропорций и грации.
С прекрасными конными изваяниями- шедеврами монументальной скульптуры Петербурга- Ленинграда связаны творческие достижения многих художников.
Скульптор Э.Фальконе
Одним из первых скульпторов анималистического жанра в русском искусстве по праву нужно назвать Э.Фальконе (1716-1791 гг.). Самая известная его работа — конный памятник Петру I “Медный всадник”.
“Медный всадник” (1782 г.)
Эта конная статуя “Медного всадника” стала символом торжествующей мощи и силы молодого государства.
Фальконе писал, как он работал: “…когда у меня родилась идея передать в скульптуре лошадь в галопе и на подъеме, я обратился не к своей памяти и еще менее к своему воображению, чтобы выполнить точную модель. Я изучал натуру. Для этого я поручил сделать горку, которой я придал тот наклон, который должен был иметь мой постамент. Несколько дюймов больше или меньше в наклоне произвели бы значительные изменения в действиях животного. Я заставил скакать всадника, 1-е- не один раз, а более 100, 2-е- в разное время, 3-е- на разных лошадях. Во-первых, так как при быстром движении только при этих очень частых повторениях глаз может охватить производимое впечатление. Во-вторых, потому что размышление и рассуждение об увиденном лучше подготовляют смотреть в следующий раз. В-третьих, потому что только повторение эксперимента с различными индивидуумами может надежно установить физиологические законы движения животных в заданном положении.”
Фальконе уделял особое внимание работе над скульптурой лошади, считая ее важной составляющей монумента. Конь, темпераментно взлетевший на скалу, своей динамикой определил общую выразительность выдающегося произведения.
Для нас памятник Петру I неразрывно связан с “Медным всадником” А.С.Пушкина. Глядя на монумент, вспоминаются слова великого поэта:
А в сем коне какой огонь!
Куда ты скачешь, гордый конь,
И где опустишь ты копыта?
Значение творчества Фальконе
Приглашенный Екатериной II французский скульптор воплотил в России мечту всей своей жизни. Он создал монументальный шедевр, смелый по композиции и в техническом решении, строгий и лаконичный по форме. Этот памятник стал образом Петровской эпохи и символом Петербурга, и положил начало развитию образа коня в русской скульптуре.
Скульптор П.К.Клодт
Другим скульптором, для которого важнейшей темой стало изображение лошадей, был П.К.Клодт (1805-1867 гг.). Он по праву считается основателем анималистического жанра в русской скульптуре. Изучение богатейшего художественного наследия и опыта предшествующих мастеров позволило ему глубоко освоить пластические законы. Клодт оказался достойным преемником и продолжателем лучших классических традиций. Основа его творчества- работа с натуры. Изображая животное, скульптор тщательно изучал его характер, повадки, особенности анатомического строения. Он шел по пути, пройденному до него Э.М.Фальконе.
В творческом наследии Клодта предстают разные модели: чистокровные верховые и рысистые лошади, простые клячи и першероны- тяжеловозы.
Колесница Славы ( Кони Нарвских триумфальных ворот) (1834 г.)
Уже первая крупная работа скульптора по созданию шестерки коней, впряженных в колесницу Славы, для аттика (верхней части триумфальной арки) Нарвских триумфальных ворот отличается совершенством исполнения. Здесь он равноправный соавтор знаменитых скульпторов С.С.Пименова и В.И.Демут- Малиновского. Именно в ней определился творческий метод и основные принципы пластической манеры Клодта. Приобретя в процессе работы необходимые профессиональные навыки, он смог в дальнейшем создать знаменитые конные группы Аничкова моста.
Перед скульптором, работавшим над колесницей Славы, стояла непростая задача- изобразить шестерку лошадей, остановленных на полном скаку. Образцом решения являлся монумент Петру I, созданный Фальконе.
Скульптурная группа Клодта значительно отличалась от аналогичных произведений- коней арки Главного штаба (Пименова и Демут- Малиновского) и квадриги Александринского театра (Пименова).
Клодт разместил свою группу по дуге, венчающей аттик арки, более компактно в отличие от шестерки Главного штаба. При сравнении с квадригой Александринского театра особенно заметно, что у Клодта лошади показаны не скачущими, как у Пименова, а вставшими на дыбы.
Благодаря вертикально решенной композиции конной группы скульптор добился подчеркнуто динамичного эффекта в триумфальной арке.
“Укротители коней” у Аничкова моста (1836-1850 гг.)
Удачно найденное мастером положение группы лошадей легло в основу других его произведений, включавших человеческую фигуру. Примером этого являются скульптуры у Аничкого моста “Укротители коней”, показанные в 1833 году в Академии художеств. Совет академии принял решение поручить скульптору исполнить их в большом размере для установки у пристани Адмиралтейства.
Но в те годы планировалась перестройка Аничкова моста. Узнав о скором начале строительных работ, Клодт предложил поставить конные изваяния именно здесь и, получив согласие, всецело посвятил себя работе. Около двадцати лет длился вдохновенный, кропотливый труд скульптора.
Моделью Клодту сначала служил конь Серко, затем- Амалатбек, безукоризненно сложенный арабский жеребец. Мастер сам дрессировал Амалатбека. По его приказу конь становился на дыбы, гарцевал со всадницей — 12-летней дочерью скульптора.
В основу единого сюжетного замысла и композиционных решений четырех конных групп Аничкова моста были взяты главные моменты укрощения необъезженной лошади. Все конные модели этого скульртурного ансамбля наделены обобщенными чертами гармонично сложенных, красивых животных- идеальных в своем природном совершенстве.
“Лошадь с жеребенком” (1854-1855 гг.)
Значительное место в творчестве Клодта занимала работа над небольшими по размеру скульптурными группами, изображавшими его любимых героев- лошадей. Исполненные как подготовительные этюды, они приобрели ценность самостоятельных произведений.
Особое обаяние присуще “Лошади с жеребенком”. Пластическими средствами мастер выявил взаимосвязь двух животных. Убедительность художественного образа достигается точной передачей их состояний- свободной, естественной позой у жеребенка и напряженной, настороженной у лошади.
Значение творчества Клодта
Глубоко и всесторонне постигая реальность, Клодт не копировал ее. Изображая животное, он умел найти верное соотношение между идеалом и натурой, что со всей очевидностью подтверждают его создания с их классической красотой. Приверженность скульптора к одной теме обусловлена искренней и неподдельной любовью к животным. Незаурядный талант и мастерство Клодта определили то место, которое он по достоинству занял среди других ваятелей. Именно он поднял значение анималистического жанра на необходимую высоту и сделал его равноправной областью скульптуры.
Скульптор Е.А.Лансере
Новый этап развития анималистического жанра в русской скульптуре начинается в 70-80-е годы 19-го века. К этому времени относится творчество Е.А.Лансере (1848-1886 гг.).
В отличии от конных групп Аничкова моста, “представляющих собой апофеоз дрессировки и манежа”, по славам выдающегося художественного критика В.В.Стасова, Лансере создавал совсем иные образы. Он показал животное в иной обстановке.
Лошади в скульптурах Лансере
Скульптор изображал сцены из жизни черкесов, грузин, кабардинцев, киргизов. И как писал В.В.Стасов, “у него почти всегда спутником степняка является конь, надежный помощник, верный соучастник всех его предприятий. Но какой это конь!- полный характера, понятливости, смысла, чувства самостоятельности. Что значит жить на свободе, в поле и горах, среди табунов, пасущихся на воле! Как он непохож на несчастную лошадь городскую, не выходящую из-под узды и кнута, никогда не выбивающуюся из прямых, как палка, улиц и переулков, утратившую всякую волю и характер и только покорно пресмыкающуюся!”
Лансере изображал лошадей самых разнообразных пород: арабских, кабардинских, башкирских, казахских, донских.
Образному строю произведений скульптора созвучны строки А.С.Пушкина из “Кавказского пленника”:
Гроза беспечных казаков,
Его богатство- конь ретивый,
Питомей горских табунов,
Товарищ верный, терпеливый.
Немало аналогий пластическим созданиям Лансере можно найти в литературе. когда всматриваешься в прекрасных кабардинских лошадей его скульптурных групп, вспоминается образ Карагеза у М.Ю.Лермонтова. Литературные ассоциации возникают не случайно, так как в произведениях Лансере детально разработана сюжетная линия, прекрасно передан национальный колорит, а главное- ярко и художественно убедительно воплощены сами образы.
Значение творчества Лансере
Этот скульптор в своих творениях достиг высокого совершенства в изображении лошадей. Небольшие композиции имели необыкновенный успех. И несколько российских фабрикантов приобрели права на изготовление форм. По праву Е.А.Лансере считают основателем кабинетной скульптурной пластики.
Скульптор П.П.Трубецкой
Конец 19-го- начало 20-го века- качественно новый этап в развитии изобразительного искусства. Он отмечен поисками иных путей и принципов творчества.
Продолжая лучшие традиции скульптуры второй половины 19-го века, П.П.Трубецкой (1866-1938 гг.) стремился преодолеть ее слабые стороны: сухость и дробность лепки, излишнюю детализацию и повествовательность. Его работам характерны высокая эмоциональность и духовная возвышенность. Мастер стремится передать свежесть, внезапность впечатления. С яркой художественной мощью скульптор выражает неординарный характер и образ своих моделей.
По славам Л.Н.Толстого, Трубецкой был “прямо помешан на животных”. Скульптор много раз обращался к изображению лошадей. Он любил лепить лошадей.
Именно с анималистического жанра началось творчество мастера в 1886 году. Созданные им образы в работах “Лошадь», “Московский извозчик”, “Л.Н.Толстой на лошади”, “Памятник Александру III” отличаются своеобразной красивой пластикой и неповторимой особенностью.
Композиционная взаимосвязь человека и животного- главный момент выразительности произведения.
“Л.Н.Толстой на лошади” (1899 г.)
Показательна скульптура Толстого на лошади. Трубецкой не сразу нашел определение внешнего облика коня. После долгих поисков он остановил свой выбор не на любимце писателя, а на скромной степной лошадке, представляя, что она наиболее точно и верно выразит образ в целом.
Значение творчества Трубецкого
Одной из основных о заслуг Трубецкого в анималистическом жанре является то, что он стремился показать характер, движение и особенности лошадей. Скульптор избегал невольных подробностей при обрисовке образов. Придавая легкость и текучесть пластической форме, он решительно обобщал ее.
Заключение
19-й век был расцветом анималистического жанра в русской скульптуре. Образ лошади занимал особое достойное место. Талантливые скульпторы- анималисты создавали замечательные работы.
В этой статье мы затронули творчество наиболее значительных, на наш взгляд, мастеров и их творения.
Бесспорно, достижения замечательных мастеров скульптуры Фальконе, Клодта, Лансере и Трубецкого прославляют русское искусство и его скульптурную школу. Каждый из мастеров, создавал ли он монументальную или станковую скульптуру, стремился к обогащению и обновлению пластических способов выражения образа.
Лучшие из созданных ими произведений можно смело причислить к шедеврам не только русского, но и мирового искусства.