Фриц Кремер (Fritz Cremer) (1906-1993 гг.) — скульптор-коммунист Восточной Германии, самобытный художник 20-го века.
Его искусство мужественно, просто и откровенно говорит о самых трагических и скорбных моментах в истории прошлого столетия. Путь Фрица Кремера не раз приводил его к грани, переход которой требовал рисковать жизнью. Но на протяжении всего творчества художник не терял веры в светлые силы человека и не допускал фальши и умиления. И конечно искусство Германии 20-го века невозможно представить без его уникального творчества.
Содержание
- 1 Молодые годы
- 2 Расцвет творчества Фрица Кремера
- 2.1 Памятник “Борец за свободу”( 1947 г.)
- 2.2 Мемориальный ансамбль в Бухенвальде (1952-1958 гг.)
- 2.3 Скульптурная группа для мемориала в концлагере Равенсбрюк (1958-1965 гг.)
- 2.4 Портрет Б.Брехта (1957 г.) и Памятник Бертольду Брехту (1986-1989 гг.)
- 2.5 Памятник Иоганнеса Бехера (1960 г.)
- 2.6 Скульптура «О, Германия, скорбная мать» (1960-1967 гг.)
- 2.7 Скульптура “Восстающий” (1964-1965 г.)
- 2.8 Статуя “А все-таки она вертится (Галилей)” (1969-1972 гг.)
- 2.9 Скульптура “Восстание II” (1982-1985 гг.)
- 2.10 Лирика в работах Кремера
- 3 Значение творчества
Молодые годы
Он родился в 1906 году в маленьком шахтерском городке Руре. Ему не исполнилось и года, когда он потерял отца. А в 16 лет после смерти матери ушел из чуждого ему дома отчима.
Юноша овладевает камнерезным ремеслом, посещает вечерние курсы при художественном музее в Эссене, учится у немецкого мастера Вильгельма Герстеля.
Самобытное искусство Кремера развивалось под влиянием великой традиции реалистической скульптуры. Он ощущал себя продолжателем романтической и готической пластики, тяготел к суровой горечи реализма Эрнста Барлаха и Кэте Кольвиц, видел в них истинно национальные черты.
В 1926 года Кремер вступает в Союз коммунистической молодежи Германии. В 1929 году он переезжает в Берлин, где становится учеником высшей школы изобразительного и прикладного искусства. В этом же году, когда проходили ожесточенные бои коммунистов против растущих сил фашизма, молодой художник вступает в Коммунистическую партию Германии. Приход к власти фашистов не изменил убеждений Кремера.
В 1933 году он собирает подписи протеста против исключения Кэте Кольвиц из Прусской Академии художеств. Нацисты пытаются поставить Кремера на службу новому режиму. Они безуспешно заигрывают с ним, как и с другими художниками, не покинувшими Германию, но ушедшими во внутреннюю ссылку.
В 1941 году Кремера мобилизовали в армию. Он служит в Греции, пока не возникает возможность в 1944 году сдаться югославским партизанам.
Расцвет творчества Фрица Кремера
После войны в 1946 году художник переехал в Вену к супруге и вернулся к творческой работе. Основной стала антифашистская тема, создание памятников для мемориалов узникам концлагерей.
Памятник “Борец за свободу”( 1947 г.)
Это первое из послевоенных произведений Кремера, памятник для австрийского сектора концлагеря в Освенциме.
В 1950 году Кремера избирают действительным членом Академии искусств ГДР. Он переезжает в Берлин, где становится руководителем скульптурной мастерской.
Мемориальный ансамбль в Бухенвальде (1952-1958 гг.)
В 1951 году художник участвует в конкурсе на сооружение мемориального ансамбля в Бухенвальде. И в 1958-1958 годах Кремер создает скульптурную группу как кульминацию архитектурно- пластического ансамбля.
Ансамбль включает подлинные места захоронений пленников концлагеря Бухенвальд, Дорогу стелл, на которых рельефы и стихи И.Бехера рассказывают историю семи лет существования лагеря смерти, Дорогу наций, где горит Вечный огонь памяти узников разных национальностей, погибших в Бухенвальде, Дорогу свободы, по которой поднимаются к памятнику и к колокольне.
Бухенвальдский набат звучит над чугунной плитой, где хранится также пепел из разрушенных фашистами Лидице (шахтерский поселок в Чехии) и Орадура (деревня во Франции).
Мемориальный ансамбль Кремера видно на всем пути, начиная от входных ворот. Он словно поворачивается и растет по мере движения к колокольне и, когда поднимаешься на площадь манифестаций, вырастает прямо перед тобой. Хотя фигуры не настолько велики, чтобы человек чувствовал себя перед ними подавленным. Их высота около четырех метров. Вместе с тем благодаря точно найденному размеру, плотной лепке объема возникает особое ощущение масштабности и значительности.
Сюжетом скульптурной группы Кремер избрал восстание в Бухенвальде узников концлагеря — подлинное событие 11 апреля 1945 года, которое положило конец этой фабрике смерти.
Художник изобразил драматизм событий: гибель и призыв к битве, стойкую решимость одних и растерянность других. В этом раскрылось присущее Кремеру- реалисту постижение жизни в противоборстве сил, раскрытие трагических противоречий и светлой жизнеутверждающей веры в то, что человек- хозяин своей судьбы.
Эти качества, с такой силой прозвучавшие в памятнике Бухенвальду, ознаменовали новую ступень в развитии культуры Германии. Суровый стиль пластики Кремера с его предельной ясностью и определенностью в трактовке объема, четкостью движений, скупостью жестов словно лишен эпитетов и дополнений. Создается впечатление, будто скульптор боялся оскорбить память погибших малейшей неестественностью чувств или нарочитостью пафоса.
Скульптурная группа для мемориала в концлагере Равенсбрюк (1958-1965 гг.)
Развернутая драматургия композиции Бухенвальдского памятника сменяется в последующих работах скульптора все большей концентрацией.
Он создает четырехфигурную “материнскую” группу для мемориала в женском концлагере в Равенсбрюке: женщины несут на носилках ребенка, умершего от голода.
Портрет Б.Брехта (1957 г.) и Памятник Бертольду Брехту (1986-1989 гг.)
Встреча Фрица Кремера с Бертольдом Брехтом в 1936 году в Англии, где поэт находился в эмиграции, перевернула жизненные и эстетические представления молодого художника. Лучший среди созданных Кремером портретов- бронзовая голова Брехта (1957 г.), начатая еще при жизни поэта, но законченная уже после его смерти. Позже, в 80-е годы скульптор создает памятник своему великому другу.
Памятник Иоганнеса Бехера (1960 г.)
В портретной пластике Фрица Кремера много живых, окрашенных добрым юмором наблюдений.
Таким, стремительно шагающим, изображен поэт Иоганнес Бехер. Он словно подчиняет свои шаги ритму слагаемых стихов.
Скульптура «О, Германия, скорбная мать» (1960-1967 гг.)
В 1960 году Фриц Кремер приступает к работе над памятником узникам немецкого сектора концлагеря Маутхаузен.
Он создает женскую фигуру на фоне колючей проволоки.
Обнаженные плечи стянуты, как путами, складками платка. Веки глаз сомкнуты. Морщины лба как клеймо. За спиной женщины на стене из суровых блоков камня высечены слова, строки Бертольда Брехта из его стихотворения “Германия”.
“О, Германия, скорбная мать!
Как опозорили тебя сыновья твои!
И ты сидишь среди народов —
То ли посмешище, то ли страшилище. “
Лаконичное выражение этого горького содержания воплотил скульптор в бронзе. Большая жизненная конкретность изображения, богатство мыслей превращают памятник в поэтический образ, наделенный емкостью символа.
В фигуре матери — Германии с новой силой проявилось присущее Фрицу Кремеру качество. Изображая крайне напряженные эмоциональные состояния человека — гнев, горе, отчаяние- , он использует своего рода паузу молчания: закрытые веки глаз, покрывало, наброшенное на лицо, придают образам трагедийное величие.
Скульптура “Восстающий” (1964-1965 г.)
Соответствие пластического языка сложным противоречиям сознания присуще и фигуре “Восстающего”, установленной в парке при главной квартире ООН в Нью-Йорке, США.Произведение посвящено народам, поднимающимся на борьбу за свое социальное и национальное освобождение.
Это могучая, грозная фигура человека, как бы еще не стряхнувшего с себя оцепенение. Он неуверенно нащупывает почву под ногами. Тяжелая, сильная рука пока не распрямилась в призывном жесте. Но вся фигура полна внутренней динамики, неодолимого стремления подняться во весь рост.
Статуя “А все-таки она вертится (Галилей)” (1969-1972 гг.)
Черты мудрого, ироничного, прекрасного высокой духовностью лица Б.Брехта придал Кремер и облику Галилея в этой статуе для зала Конгрессов в Карл-Маркс-Штадте (ныне город Хемниц). Образ этот навеян пьесой Брехта “Жизнь Галилея”.
Огромные стеклянные окна- стены фойе как бы открывают всем находящимся на улице фигуру старого человека в балахоне еретика. Он поставлен на колени на поленья костра. Но жест его руки, взметнувшийся вверх, со сложенными в клятве пальцами, утверждает победу разума и человеческого мужества.
Скульптура “Восстание II” (1982-1985 гг.)
Характерно, что дух борьбы, непокорства заставляет Кремера переосмыслить и тему распятия: в 80-е годы возник ряд вариантов воскресающего, который срывает терновый венок мученичества и в протесте-призыве поднимает руку.
Лирика в работах Кремера
Хотя антифашистская тема- главная в творчестве Кремера, он открыт и впечатлениям счастливой мирной жизни, создает портреты, жанровую пластику. Его увлекает красота и сила обнаженного тела. Нежность, эротичность, чувственность как бы противопоставляются ужасам, горю и скорби войны. Художник создает безмятежность молодости, которая не знала тяжелые 40-ые годы.
С середины 1960-х годов в творчестве Кремера появляются и нежные акварели. Весенняя земля, первая зелень деревьев. Композиции немногословные, даже робкие. Словно художник приходит в себя после мрачных времен нацизма, будто еще боится, что все это может исчезнуть.
Значение творчества
Фриц Кремер оказал большое влияние на развитие искусства Германии 20-го века. Тем более, что долгие годы он был вице-предидентом Академии искусств ГДР.
Антивоенную тематику художник не оставлял на протяжении всего творческого пути. И в 1980-е годы Кремер в своей графике настойчиво разрабатывает тему “Довольно войн”, вновь обращаясь к образу скорбной и мужественной матери.Создает ли Фриц Кремер антифашистские мемориалы, не давая уснуть памяти человечества, откликается ли на события современной жизни в “политических листовках” (как он называет свою графику, посвященную событиям во Вьетнаме и Чили), обращается ли к фантастическим ситуациям в литографиях “Встречи на бумаге”, где живая гибкость движений человеческого тела противопоставлена механической неуклюжести деревянного манекена,- художник в своих работах стремится сказать: человек- сам творец своей судьбы, и он способен сделать мир справедливым и прекрасным.
«Я имел счастье создать много памятников,
которые стоят на улице.»
Фриц Кремер