Франсуа Рюд (1784-1855 гг.) — французский скульптор, представитель романтизма 19-го века. Одной из самых знаменитых работ Ф.Рюда является горельеф “Выступление добровольцев в 1792 году (”Марсельеза”)” на Триумфальной арке в Париже.
Содержание
Политическая предыстория
В 1815 году после падения Наполеона скульптор Франсуа Рюд покинул Францию. Установившийся реакционный режим Реставрации был ему глубоко чужд.
В Бельгии он познакомился с живописцем Жаком Луи Давидом, также не смирившимся с новой властью. Высокие гражданские идеи Давида, его стремление к “большому стилю”, о котором тогда много говорили, оказали сильное воздействие на молодого мастера.
В 1827 году, как только позволили обстоятельства, Рюд возвращается в Париж. Столица буквально бурлила, ожидая перемен — о политике говорили все. Новые идеи увлекли скульптора. Он невольно сближается с политической оппозицией. Она была пестрой по составу: в тайных обществах встречались республиканцы 1789 года, демократы и либералы, бонапартисты и карбонарии. Их объединяло одно — ненависть к существующему государственному режиму, мечта о переменах в общественном устройстве.
Образ Наполеона переживал тогда в искусстве удивительные метаморфозы: легенда о завоевателе сама собой испарилась, и появились лики “Наполеона-демократа”, “Наполеона-гражданина”, “Наполеона- маленького капрала Революции”. Таким его воспел Беранже, таким его изображали многие художники-романтики, включая и знаменитого живописца Теодора Жерико.
Рюд жил в ожидании новой революции, которая, как многим казалось, должна завершить дело, начатое Великой французской революцией.
“Славные три дня в июле”, то есть восстание 27, 28 и 29 июля 1830 года в Париже, вызвали энтузиазм народа. Стоит вспомнить известную картину Эжена Делакруа “Свобода на баррикадах”, чтобы почувствовать настроение французов. Король Луи — Филипп, ставленник финансовой буржуазии, захвативший власть, и его правительство некоторое время поддерживали либеральные иллюзии. Министр внутренних дел Тьер маневрировал, поощряя художников на пропаганду новой власти.
Но лишь незначительные мастера поверили в мифы Июльской монархии, незаурядные же создавали вещи настолько яркие, что значение их далеко перерастало рамки правительственного заказа. К числу таких произведений относится 13-метровая рельефная группа “Выступление добровольцев на защиту республики в 1792 году” Франсуа Рюда.
Строительство Триумфальной арки в Париже
Мощная 50-метровая Триумфальная арка возвышается на звездообразной чаше площади Звезды (Этуаль), ныне это площадь Шарля де Голля.
Ее строительство было начато в 1806 году. Зодчий Шальгрен, по проекту которого она возводилась, отказался от ордерной системы.Он избрал простой пропорциональный модуль — радиус арки, кратно повторявшийся во всех основных элементах сооружения.Лаконизм архитектурных форм, грандиозные пилоны придали выразительность постройке, производили внушительное впечатление на зрителя.
После смерти Шальгрена в 1811 году его ученики завершили строительство, несколько изменив общий замысел: аттик был заметно утяжелен, на пилонах появились рельефы.
Создание горельефа “Марсельеза”
В 1828 году было решено установить большой скульптурный фриз, который сменил бы орнаментальный. Он был заказан Рюду. Архитектор Юйо привез слепки римской арки Тита, которые должны были послужить образцом. Фрагмент фриза “Триумфальное возвращение”, исполненный Рюдом, оказался крайне сухим, академичным. К счастью, революция прервала бесперспективное занятие.
Скульптору предложили представить эскизы четырех рельефов для пилонов, прославляющих республиканскую и императорскую армии: “Мир”, “Экспедиция в Египет”, “Выступление” и “Возвращение из России”.
Рюд начал работать над эскизами. Они хранятся сейчас в мемориальном музее скульптора в Дижоне.
Триумфальная арка строилась долго. Смена архитекторов и творческих идей, изменения в политической власти — и с течением времени скульптору оставили заказ только на один рельеф. Общую композицию рельефов поменяли. А другие рельефы были отданы в работу иным мастерам.
Рюд сосредоточил внимание на рельефной группе ”Выступление”, наброски и модели которой находятся в Лувре и парижском Музее декоративного искусства. Это творение принесло автору заслуженную славу.
На рельефе изображены волонтеры, выступающие в поход против иностранной интервенции. Их увлекает вперед богиня Беллона. Призыву вторит трубач; мощный гигант в центре композиции- олицетворение гения родины- объединяет группу в единое целое. Рядом с ним юноша. Фигуры как бы соединились в одном порыве. Кажется, что слышны их голоса- настолько выразительна жестикуляция, одухотворены их лица.
Оружие добровольцев напоминает средневековое и лишь отчасти античное. Рюд отошел от культа античности, присущего скульптуре классицизма. Ему близка культура всех эпох, в том числе и средневековья. Тем самым герои существуют как бы вне времени. Скульптор словно говорит зрителю, что подвиг волонтеров стал достоянием истории всего человечества, а не только Франции.
Некоторые фигуры показаны обнаженными. Это не только образы, данные в героической наготе, но и обобщенные типы “санкюлотов” : так называли выходцев из социальных низов во время Великой французской революции.
Хорошо известно второе название композиции Рюда-Марсельеза. В дни Наполеона этот гимн революции был почти забыт, а во времена Бурбонов запрещен. Вновь его открыл Гектор Берлиоз, гений романтической музыки, республиканец по убеждениям. Увлеченный патриотическим подъемом 1830 года, композитор переложил известную песню для двойного хора с оркестром. Мелодия переходила в мощное крещендо с рефреном: “К оружию, граждане, к оружию!”
Произведение Берлиоза исполнялось для широкой публики неоднократно- например, на траурной церемонии, посвященной жертвам Июльской революции. Вскоре “Марсельеза” была утверждена как гимн Франции. Эта музыка и вдохновила скульптора. Легко представить, что с губ летящей богини Беллоны, которая воспринимается как и в картине Делакруа, аллегорией Свободы, срываются слова: “К оружию, граждане, к оружию!” Неистовая и прекрасная, она воплощает голоса миллионов, воодушевленных революцией.
Торжественный праздник, посвященный установлению рельефов, состоялся 29 июля 1836 года. Во время празднества около арки проходили колонны с трехцветными знаменами, был дан салют, устроено народное гуляние.
“Марсельеза” как символ революции
В рельефную группу “Марсельеза” мастер вложил всю страсть, весь темперамент. Он ставил задачу передать героику революции, порыв народа в борьбе за свободу. Это привело к обновлению художественного языка. Рюд достиг невиданного напряжения композиционных масс, смело столкнул их в рельефе, добившись редкой эмоциональной выразительности образов. Он выдвинул принцип динамического равновесия- яркое выражение романтизма, соединившего обобщенность и жизненную конкретность. Впечатляюще исполнена голова богини, для которой, как принято считать, позировала жена мастера.
Рюд преодолел каноны классицизма в скульптуре, создав новый художественный идеал, созвучный эпохе. “Марсельеза” Рюда навсегда останется символом революционного действия. В этом его величайшая заслуга.
Мастер назвал себя впоследствии республиканцем, которому не по душе “половинчатые мероприятия, особенно в политике”. Поэтому он приветствовал революцию 1848 года. Его “Марсельеза” воплотила героическое направление во французском романтизме, связав искусство с жизнью страны.