Шапка царя Владимира Мономаха

Шапка Мономаха: описание, история и значение

Шапка Мономаха.Московский Кремль.Оружейная палата.
Шапка Мономаха.Московский Кремль.Оружейная палата.

Шапка Мономаха- золотая шапка великих князей и царей, один из символов самодержавия в России. Другое название шапки Мономаха- корона Великих Московских князей.

Описание Шапки Мономаха

Шапка Мономаха хранится в настоящее время в Москве в Оружейной палате.

Это её самый древний памятник (конец 13- начало 14 века), настоящее сокровище Московского Кремля.

Вес шапки Мономаха 993,66 грамм (без меха 698 грамм).

Дорогой венец состоит из восьми золотых пластин и затянут изысканным кружевом. Тонкими нитями неведомый мастер сплел прелестный узор из остроконечных звезд и нежного, мягких очертаний цветка лотоса. Если внимательно вглядеться в орнамент, покажется, будто он покрыт едва уловимым глазу слоем золота.

Крупные зеленые изумруды, синие сапфиры, красные рубины и турмалины, нежно мерцающий круглый и продолговатый жемчуг выложены в венце в строго определенном порядке. Низ шапки широким мягким обручем стянул блестящий мех соболя.

Царская Шапка Мономаха.конец 13- начало 14 века. Оружейная палата Московского Кремля.
Царская Шапка Мономаха.конец 13- начало 14 века. Оружейная палата Московского Кремля.

Царская Шапка Мономаха

История происхождения и значение

Почему шапка названа Мономаховой? Кто изготовил ее и как она попала в русскую сокровищницу?  Ученые пока не могут ответить на все вопросы.

Впервые некая “золотая шапка” упоминается в начале 14-го столетия в “духовной грамоте” ( то есть завещании) Московского князя Ивана Калиты (1284 или 1288 — 1340 гг.). Для русского народа это был век Возрождения после многолетней борьбы с монголо- татарским игом.

Именно тогда началось объединение княжеств вокруг Москвы- крупного ремесленного центра, по местоположению менее уязвимого для врагов. Возвышению будущей столицы способствовала и умелая политика московских князей.

В 1325 году Москву получает в удел  внук Александра Невского Иван Калита. Тонкий дипломат, умный,рачительный хозяин, он сумел добиться звания великого князя. И с тех пор оно твердо закрепилось за его наследниками.  Митрополит Петр перенес в этот город свою кафедру из Владимира.

К концу 14-го века вера в Москву и силу единства была настолько сильна, что русские полки вышли на Куликово поле и одержали победу.

Через 100 лет после Куликовской битвы великий князь Иван III, дед Ивана IV Грозного, стоял во главе уже сплоченного и сильного государства. “Изумленная Европа, в начале царствования Ивана III едва ли подозревавшая о существовании Московии, затиснутой между Литвой и татарами, была ошеломлена внезапным появлением огромной империи на ее восточных границах”- писал Карл Маркс.

Между тем в середине 15-го века пала под натиском турок столица византийской империи Константинополь. Женившись на византийской принцессе, Иван III утвердил для своего обширного государства герб её родины: двуглавого орла. Русский правитель как бы желал подчеркнуть: Москва- наследница Византии.

Но хотя Иван III и называл себя царем, официально он по традиции носил титул великого князя, то есть старшего в княжеском роду.

Как освободиться от веками сложившихся привычек и преданий? Противопоставить им другие предания.

Великий князь Владимир II Всеволодович Мономах. Портрет из Царского титулярника. 1672 г.
Великий князь Владимир II Всеволодович Мономах. Портрет из Царского титулярника. 1672 г.

 

В конце 15-го века в Москве написаны знаменитые “Сказания о князьях Владимирских”, в которых сообщалось о происхождении русских правителей от византийских императоров. Тогда же появилась легенда, согласно которой киевскому князю Владимиру Мономаху его дед византийский император Константин Мономах подарил знаки царской власти и среди них знаменитую шапку.

Да, такая легенда была нужна. Воссоединение не всегда происходило с согласия удельных князей. Новгород, Тверь, Рязань, происхождением более древние, чем Москва, сами претендовали на звание главного города, а для своего князя — на титул государя.

Легенда же подтверждала преемственность власти московских князей от византийских монархов и, значит, ее законность и неоспоримость.

Иван IV Грозный
Иван IV Грозный

 

Мономахов трон Ивана Грозного. 1551 г.Успенский Собор.Москва.
Мономахов трон Ивана Грозного. 1551 г. Успенский Собор.Москва.

Предание не только повторялось в летописях и всевозможных сборниках, но также получило изобразительное воплощение. В 1551 году в Успенском соборе Московского Кремля установили новое моленное место царю Ивану Грозному. Оно называлось “мономаховым троном”, и не случайно. На деревянных стенках трона в двенадцати клеймах были вырезаны сцены из “Сказаний о князьях Владимирских”.

Вот киевский князь Владимир Мономах со своей дружиной направляется в поход во Фракию. Его войска штурмом овладевают одним городом за другим. Русская дружина берет в полон жителей Фракии. Император Константин, напуганный таким сокрушительным ударом, созывает совет. Влиятельнейшие вельможи принимают решение выполнить требования Владимира, вставшего под стенами города. Константин отсылает князю знаки царской власти, и среди них венец. Удовлетворенный Владимир в Киеве венчается на царство этим венцом.

Само время делает легенду священной. В течение трех столетий никто и не подумал усомниться в ее достоверности. А на самом деле имела ли шапка Мономаха отношение к византийскому монарху и киевскому князю 12-го века Владимиру Мономаху?

В 19-ом веке небывало возрос интерес к отечественной истории и культуре. Тщательно изучались и получали новое осмысление древние памятники. Тогда-то и возникли горячие споры о происхождении заветной короны русских правителей.

Во-первых, путем простого сопоставления дат жизни доказали, что шапка не являлась подарком Константина Владимиру Мономаху. Византийский император умер, когда русскому князю было всего два года. Значит, легендарный поход во Фракию — чистейший вымысел.

Откуда же попал на Русь царственный венец? Этот вопрос до сих пор окончательно не решен.

Одни исследователи считали, что Мономахов венец византийской работы. Узор шапки кажется как бы слегка смазанным тончайшим слоем золота. Такую скань умели делать только в Византии.

Другие ученые утверждали, что шапка арабского происхождения. Однако самым убедительным кажется мнение выдающегося русского археолога 19-го века А.А.Спицына, посвятившего шапке Мономаха большое исследование.

Археолог Спицын А.А.
Археолог Спицын А.А. (1858-1931 гг.)

Узор венца — туго закрученные в спираль завитки, звезда и лотос. Изображение лотоса из Индии перешло в орнамент Китая, а затем в Среднюю Азию. Самой близкой аналогией цветку на венце А.А.Спицын считал узор золотого украшения, найденного в 1902 году в Бухаре: те же мягкие очертания, изящный плавный рисунок.

Отрицая византийское происхождение шапки, исследователь настаивает на том, что это произведение восточного искусства, скорее всего 13-14-х веков и имеет много общего с изделиями Золотой орды.

А.А.Спицын предполагает, что шапка подарена московскому князю Ивану Калите золотоордынским ханом.

Мог ли хан сделать князю дорогой подарок? Отношения порабощенной Руси с угнетавшей ее Ордой складывались сложно. В условиях жестокого ига нужно было отстаивать свои интересы, копить силы для будущего освобождения.

В это время национальными героями стали князья- заступники за своих людей и за землю русскую. Это были князья- воины, павшие в неравном бою с пришельцами, и князья- страстотерпцы, мученически погибшие, не поклонившиеся язычникам и не приняв тем самым условий власти при захватчиках.

Позднее сформировался особый тип князя- политика, терпеливого и выдержанного по отношению к завоевателям и облегчавшего участь своего народа. Таким и был  Иван Калита. Мудрые и влиятельные русские князья заставляли ханов считаться с собой. Бывало и так, что угнетавшие присылали угнетенным дары.

Предположения А.А.Спицына о подарке из Орды подтвердили изыскания советских археологов. В начале 80-х годов 20-го века близ Можайска велись раскопки Тушкова городища, во время которых нашли маленькую золотую вещицу, напоминавшую брошь. Цветок в ее узоре абсолютно соответствовал лотосу в Мономаховой шапке. И по форме, и по размеру изображения отличались лишь мелкими деталями, как бывает в изделиях одного мастера.

Что это за украшение? Скорее всего пряжка или большая пуговица. В древности их пришивали по две к вороту одежды друг против друга. Подобные парные пуговицы- застежки часто встречаются в курганах 14-го века на Нижнем Поволжье, неподалеку от столицы Золотой орды- Сарая.

Напрашивается новый вывод: золотоордынский хан 14-го века Узбек мог сделать князю Ивану Калите дорогой подарок, включив в него не только шапку, но и одежду, украшенную пряжками.

При тщательном осмотре найденной броши на каждом лепестке обнаружили отверстия, сквозь которые, вероятно, ее пришивали нитками к ткани. И тут же отверстия более крупные, скорее всего для крепления гвоздиками к дереву или к кожаной сбруе.

Становится понятно, каким образом родственный венцу золотой цветок из Москвы попал в отдаленную крепость Тушкова.
Дмитрий Донской в своей “духовной грамоте” завещал третьему сыну Андрею крепость Тушков, а также золотой пояс новгородской работы и какую-то “золотую снасть” — так на Руси называли конский убор. Вероятно, к тому времени драгоценные застежки уже спороли с одежды и одну из них приспособили для украшения конской сбруи.

Если все так, то шапка Мономаха работы неизвестного восточного мастера 13-14-х веков была подарена Ивану Калите и под названием “золотой шапки” значилась в сокровищнице московских князей почти до 16-го столетия.

Лишь с 1572 года она стала именоваться шапкой Мономаха.

Шапка Мономаха- символ власти русских царей

Шапкой Мономаха венчались на царство все русские цари с 1547 года до 1682 года. Последний раз ею был венчан на престол в 1682 году  Иван V, старший брат Петра I.

В 1682 году связи с венчанием на царство двух царей- соправителей Ивана V и Петра I, для Петра (как младшего из братьев) изготовили похожую на шапку Мономаха корону «малого наряда»  (другое название- Шапка Мономаха второго наряда).

Шапка Мономаха второго наряда
Шапка Мономаха второго наряда. 1682 г. Оружейная палата Московского Кремля.

В 1721 году Петр I заменил традицию венчания на царство обрядом коронации. С 1762 года главной династической регалией стала Большая императорская корона, изготовленная для коронации Екатерины II. А шапка Мономаха вместе с другими регалиями находилась в Успенском Соборе и принимала участие как реликвия в императорских коронациях.

И все-таки многое в истории знаменитой шапки Мономаха остается неясным. Но есть надежда,что со временем ее тайну разгадают полностью.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector