Лондонская национальная галерея: история создания и картины

Лондонская национальная галерея: история и шедевры

Национальная галерея в Лондоне

Одним из лучших собраний живописи Западной Европы обладает Британская национальная галерея в Лондоне.

Создание Лондонской галереи

    В 1824 году в Лондоне открывается долгожданная “Национальная галерея живописи”. Англия в то время была чуть ли не единственной крупной страной, не имевшей к началу 19-го века художественного музея.

    Что предшествовало этому событию? Основой собрания стала первоклассная коллекция банкира и мецената Ангерстейна, наследие из 38 картин. Тициан, Рубенс, Клод Лоррен и другие великие художники 13-16-х веков — творениями таких мастеров мог гордиться любой собиратель. Сюда же входила и известная серия из шести композиций У.Хогарта “Модный брак”. По настоянию художественной общественности Англии, в том числе президента Академии художеств Т.Лоуренса, парламент вынес решение о приобретении коллекции, выделил деньги на нужды галереи.

    Музей открылся в особняке Ангерстейна на ул. Пэлл-Мэлл. Постепенно он приобретал популярность.Меценаты преподносили в дар полотна из своих частных коллекций. Аристократы и богатые люди стали завещать свои картины музею.  Общественные организации собирали пожертвования. Значительные средства выделялись Правительством. Так коллекция картин постепенно пополнялась.

    В 1831 г. в галерее было уже 114 шедевров. И правительство решило строить новое здание в самом центре Лондона на Трафальгарской площади. Для этого использовали остатки бывшей королевской конюшни. От нее оставили лишь 8 величественных колонн. Проект возглавлял архитектор Уилкинс.

     

Лондонская национальная галерея в конце 19-го века
Лондонская национальная галерея в конце 19-го века

     В 1838 году музей переехал в великолепное здание, где размещается и поныне. Появились первые каталоги с описанием картин и их гравированными воспроизведениями. В 1850-х годах его директором стал художник и историк искусства Чарльз Истлейк. Благодаря его художественному чутью и колоссальной энергии коллекция обогатилась ценнейшими произведениями, в особенности старых итальянских мастеров.    

в Лондонской национальной галерее в конце 19-го века
в Лондонской национальной галерее в конце 19-го века

     К началу 20-го века число картин Лондонской галереи превысило 3000. Ее залы украшали подлинные шедевры мировой живописи, такие как “Чета Арнольфини” Яна ван Эйка, “Соломенная шляпка” Рубенса, “Венера с зеркалом” Веласкеса. Галерея по праву заняла одно из первых мест среди художественных музеев мира.

   Во время Второй мировой войны здание Национальной галереи было сильно повреждено авиабомбами. Но не пострадала ни одна картина. Всё было заранее эвакуировано.

Лондонская национальная галерея во время войны
Лондонская национальная галерея во время Второй мировой войны

    После войны здание музея отстроили заново. И уже с января 1946 года Лондонская Национальная галерея  снова открылась.

Лондонская национальная галерея
Лондонская национальная галерея. 2014

Знаменитые картины

У.Хогарт “Модный брак” (1743-1745 гг)

    Среди самых известных картин собрания — серия “Модный брак” выдающегося английского художника Уильяма Хогарта (1697-1764 гг). Одна за другой проходят перед зрителем сцены из жизни молодой супружеской пары. Цикл из шести картин завершается смертью обоих героев, но как ни странно, этот трагический конец не особенно печалит зрителя. Мастер сознательно избегает психологических характеристик. Его персонажи напоминают марионеток. Невольно сравниваешь их с теми безделушками, которыми переполнен богатый, но холодный дом, в котором разворачивается действие. Их жизнь, силою обстоятельств превращенная в светскую игру, называемую браком по расчету, прожита никчемно. Впервые в живописи середины 18-го века за изящной легкостью проступает социальный смысл. ”Я старался разрабатывать свои сюжеты как драматический писатель. Картина была для меня сценой, мужчины и женщины- моими актерами”, — писал Хогарт.

У.Хогард.Модный брак.Брачный контракт.1743
У.Хогард.Модный брак.Брачный контракт.1743

Т.Гейнсборо “Портрет Сары Сиддонс” (1785 г)

    Обращение к театру, привнесение в изобразительное искусство элементов театрализации типичны для 18-го столетия. Театр моден, имена актеров у всех на устах. Художники почитают за честь написать портрет того или иного кумира сцены. Не все такого рода полотна были апофеозами. Сейчас мы можем любоваться такими искренними произведениями, как портрет Сары Сиддонс кисти Томаса Гейнсборо (1827-1788 гг).

Т.Гейнсборо.Портрет Сары Сиддонс.1785
Т.Гейнсборо.Портрет Сары Сиддонс.1785

    Это не единственное изображение прославленной актрисы. В той же галерее находится работа Д.Рейнольдса, где она изображена в виде музы трагедии. А портрет Гейнсборо лишен каких бы то ни было мифологических атрибутов. На картине Сара Сиддонс в обычном платье, сидит в легкой непринужденной позе. Она будто бы случайно ненадолго зашла в мастерскую художника, присела поговорить с ним. Лицо актрисы не отличается тонкими чертами, даже немного наоборот. Во время работы над портретом Гейнсборо всё ворчал: “Мадам,вашему носу просто нет конца”. И все же художник изобразил гордый профиль актрисы. Её образ восхищает внутренней силой. Зритель чувствует незаурядную личность великолепной женщины Сары Сиддонс.

Д.Констебл “Хлебное поле” (1826 г)

    Еще один шедевр галереи — “Хлебное поле” Джона Констебла (1776-1837 гг). Эта работа относится к лучшей зрелой поре творчества мастера. Но была в свое время недоброжелательно встречана публикой. В правдивом изображении родной природы зрители увидели низменность вкусов. Грубой, неряшливой показалась смелая манера письма. Истинное значение творчества Констебля, его роль в развитии английской и даже европейской живописи были оценены позднее. После смерти художника в 1837 году почитатели его таланта купили по подписке пейзаж “Хлебное поле” и преподнесли в дар Национальной галерее.

Д.Констебл.Хлебное поле.1826
Д.Констебл.Хлебное поле.1826

 Рембрандт “Саския в костюме пастушки” (1635 г)

    Работы Рембрандта всегда и везде вызывают особый интерес. Особенно хорош пертрет Саскии в виде пастушки. Художник писал жену множество раз, порой одевая ее в фантастические костюмы. Фигура Саскии словно выплывает из таинственной глубины темного фона. Она воплощает богиню цветов Флору и женскую красоту. Плавно ниспадают складки одежды. И в то же время улыбающиеся глаза, чуть приоткрытый рот придают ей вид обычной счастливой женщины. Портрет написан в 1635 году, в самую светлую пору жизни Рембрандта, когда ничто не предвещало скорую смерть жены, лишения и одиночество, которые выпадут на долю великого художника.

Рембрандт.Саския в костюме пастушки.1635
Рембрандт.Саския в костюме пастушки.1635

М.Хоббема “Аллея в Миддельхарнисе” (1689 г)

    Среди замечательных произведений голландского пейзажа — “Аллея в Миддельхарнисе” Мейндерта Хоббемы (1638-1709 гг). Это лучшая картина живописца. В ней остро подмечен облик страны с ее плоскими равнинами, аккуратно возделанными полями и огородами, обведенными каналами, бескрайним облачным небом, нависшим над землей. Уходящая вдаль дорога завораживает, зовет. Это словно символ бесконечной жизни.

М.Хоббема.Аллея в Миддельхарнисе.1689
М.Хоббема.Аллея в Миддельхарнисе.1689

Я.Вермеер Делфтский “Девушка за клавесином” (1670 г)

    Голландской живописи 17-го века вообще была присуща любовь к символике. Современный зритель почти утратил умение ее “читать”, воспринимая в картине то, что лежит на поверхности — любуется колоритом и умело построенной композицией и ,конечно. восхищается мастерством передачи фактуры предметов, в котором голландцы достигли совершенства. В картине Яна Вермеера Делфтского “Девушка за клавесином” он отметит типичный облик юной северянки — полноватой блондинки со светлой кожей, круглолицей, с пухлыми губами и большими выпуклыми глазами.

Я.Вермеер Делфтский.Девушка за клавесином.1670
Я.Вермеер Делфтский.Девушка за клавесином.1670

     Интересно смотрится старинный клавесин, на крышке которого изображен пейзаж, детали интерьера — картина, висящая над головой юной музыкантши, ее платье, роскошная портьера, виола на переднем плане слева. Таким образом перед нами сценка из жизни обитателей преуспевающего бюргерского дома. однако иначе понимали подобные композиции современники Вермера (1632-1675 гг). Они видели здесь символическое изображение любви. Ключ к такому пониманию — виола, которая не просто отставлена в сторону, а приготовлена специально для возлюбленного, которого с нетерпением ожидают. Недаром художник изобразил девушку, обращенную словно навстречу входящему, лицом к зрителю. Вот-вот кавалер появится и начнется дивный музыкальный дуэт. так обыденный, незамысловатый на первый взгляд сюжет обретает глубокий поэтический подтекст.

Ф. де Шампень “Тройной портрет кардинала Ришелье” (1637 г)

    Эта картина, которая неизменно привлекает внимание- тройной портрет знаменитого кардинала Ришелье. Художник Шампень (1602-1674 гг.) — фламандец по происхождению. Юношей он приехал в Париж и начал работать как мастер — декоратор, но очень скоро смог стать портретистом при дворе Людовика XIII. В 1637 году ему заказывается тройной портрет кардинала. Изначально он предназначался для передачи Л.Бернини, знаменитому итальянскому скульптору, и должен был заменить “живого” кардинала при работе над его мраморным бюстом.

Ф. де Шампень.Тройной портрет кардинала Ришелье.1637
Ф. де Шампень.Тройной портрет кардинала Ришелье.1637

    Тройные портреты — явление редкое в европейской живописи. Интересно отметить, что подобного типа портрет для Бернини исполнил в те же годы в Лондоне А.Ван Дейк, только моделью был английский король Карл I. Видимо, скульптора могли удовлетворить и наброски, но и Ван Дейк, и Шампень исполнили полноценные полотна. В портрете короля Ван Дейк избрал такие повороты головы, при которых взгляд портретируемого направлен в разные стороны.

    У Шампеня, наоборот, два строго профильных изображения помещены симметрично. Кажется, что два Ришелье внимательно рассматривают друг друга, а третий словно оценивает реакцию зрителя, ставшего невольным свидетелем этой загадочной, мистической дуэли взглядов.

      Случайно ли такое ощущение или мастер сознательно подчеркнул в произведении оттенок интриги? Ведь мастерство интриги — второе “я” Ришелье. Широко образованный, умный, энергичный, вникавший во все дела государства, он фактически управлял им почти 20 лет. Беспощадно расправлявшийся со своими врагами кардинал заставлял трепетать при одном упоминании его имени.

Л.Лотто “Портрет Джованни делла Вольта с женой и детьми” (1547 г) 

    Галерея обладает одним из лучших в мире собраний итальянской живописи. Оно составляет почти половину фондов музея. Особенно много здесь работ мастеров эпохи Возрождения.

    Имя венецианского художника Лоренцо Лотто (1480-1556 гг) известно не столь широко, как имена великих современников Тициана и Джорджоне. И все же его творчество обогатило культуру Венеции, осталось яркой страницей в истории искусства. Мастер писал преимущественно картины на религиозные и мифологические темы, а также портреты.

Л.Лотто.Портрет Джованни делла Вольта с женой и детьми.1547
Л.Лотто.Портрет Джованни делла Вольта с женой и детьми.1547

     Семейный портрет его кисти впечатляет строгой уравновешенной композицией, а главное — чувством гармонии. Фигуры помещены в интерьере, откуда сквозь окно виден пейзаж. Тишина и покой царят в природе. Во всем ощущение уюта, умиротворенности. Это достигается и композиционным построением.

     Линии, очерчивающие силуэт отца и матери, образуют некий овал, внутри которого в бережно огражденном взрослыми пространстве заключены дети. С трогательной нежностью пишет Лотто девочку, сидящую на столе, малыша, который тянется к руке отца, держащей вишни. Живость их движений, жестов еще сильнее подчеркивают застылость поз родителей, их задумчивость. На лицах — тревога за будущее детей, легкая грусть от понимания того, с какими тяготами придется столкнуться этим очаровательным малышам, когда они подрастут.

     Лотто не ограничивается портретным изображением конкретных людей. Перед нами образы, исполненные глубокого смысла, как бы живущие во времени.

П.Лонги “Гадалка в Венеции” (1756 г)

    Яркое представление о жизни Венеции 13-го века дают полотна Пьетро Лонги (1702-1785 гг). В его небольших композициях отразились многие стороны быта и развлечений горожан: кукольные представления, показ экзотических животных, игра в карты (сцены в ридотто — игорном доме), гадания. Большинство персонажей Лонги — это люди-маски, образы, привычные для Венеции с ее многодневными карнавалами.

П.Лонги.Гадалка в Венеции.1756
П.Лонги.Гадалка в Венеции.1756

     Как правило, лишь одного героя художник наделяет индивидуальным характером. Здесь это гадалка, лицо которой резко выделяется особой выразительностью среди застывших кукольных личиков молодых женщин. От старой плутовки не ускользнуло внимание, с которым прислушивается к ее словам стоящий рядом с дамой спутник. Остается только догадываться, кому больше предназначены ее слова — даме или кавалеру.

     В этой композиции, как и в ряде других картин Лонги, присутствует интрига. подобный сюжет вполне мог лечь в основу комедии знаменитого драматурга К.Гольдони, друга и почитателя таланта Лонги.

Ф.Гойя “Портрет И. де Порсель” (1806 г)

    Испанская живопись представлена в галерее не слишком обширно, но почти все произведения — шедевры. Среди них портрет Исабели де Порсель кисти мастера Франсиско Гойя (1746-1828 гг). Художника покорила ее молодость и красота.

      Он изобразил донью Исабель в костюме махи. Перед нами — гордая, темпераментная испанка. Глядя на портрет, невольно вспоминается Кармен. Восхищает смелая и в то же время изысканная манера, в которой исполнено полотно. Блестящие карие глаза, нежный румянец щек, золотистые волосы, покрывающая их черная кружевная мантилья, розоватый атлас платья — все соединяется в сочный живописный букет.

Ф.Гойя.Портрет И. де Порсель.1806
Ф.Гойя.Портрет И. де Порсель.1806

Заключение

    Лондонская Национальная галерея обладает сейчас одной из лучших коллекций. Она имеет картины почти всех великих мастеров. В музее представлены экспонаты всех школ европейской живописи. На сегодняшний день это почти 2500 полотен 13-20 веков. Все работы в галерее располагаются в нескольких залах в хронологическом порядке.

    Картин английских художников в галерее в настоящее время хранится немного. Большая часть работ была передана в Галерею Тейт, основанную в конце 19-го века. Долгие годы она служила филиалом главного музея и лишь в 1954 году обрела самостоятельность.

зал в Лондонской национальной галерее
Зал в Лондонской национальной галерее

    С каждым годом коллекция Лондонской галереи увеличивается, поэтому здание перестраивалось несколько раз, расширялось за счёт дополнительных крыльев.

    Последняя реконструкция была в 1991 году на средства Саймона Сейнсбери,торгового магната. Новое крыло назвали его именем. В создании пристройки активное участие принимала королевская семья. Королева Елизавета во время открытия передала музею 100 уникальных картин: Ван Дейка, Рубенса, Вермеера,Гольбейна и других мастеров.

Крыло Сейнсбери. Лондонская национальная галерея
Крыло Сейнсбери. Лондонская национальная галерея
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector